Get Adobe Flash player

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «БЕРЁЗКА»

 

На телеканале «Россия 1» стартовала одна из главных премьер сезона –  16-серийный сериал «Берёзка», приуроченный к 70-летнему юбилею знаменитого ансамбля. Но на самом деле в 2018 году Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» отмечает двойной праздник: помимо 70-летия коллектива это еще и 110-летие со дня рождения основательницы ансамбля, хореографа и балетмейстера Надежды Сергеевны Надеждиной, бывшей его бессменным руководителем три с лишним десятилетия, почти до последних дней своей жизни.

Надежда Сергеевна родилась 3 июня 1908 года в семье писательницы Александры Бруштейн, автора знаменитой трилогии «Дорога уходит в даль…». Отец, Сергей Бруштейн – один из основоположников советской физиотерапии. Надя же с детства обожала танцевать и попала в ученицы к самой Агриппине Вагановой. В 17 лет девушка стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого. Тогда она и взяла свой творческий псевдоним.

Большая сценическая история «Берёзки» началась в 1948 году – первое же выступление под народную песню «Во поле берёзонька стояла» на сцене московского летнего театра «Эрмитаж» имело оглушительный успех. Вскоре в столице только и говорили, что о новом девичьем коллективе. Очень быстро ансамбль стал настоящим символом СССР, а знаменитый шаг девушек, которым они проплывают по сцене, — визитной карточкой коллектива. Многим даже кажется, что это вращается сцена, – так плавны движения артисток.

Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь.

Первыми исполнительницами хоровода с веточками березы в руках стали молодые колхозницы Калининской области, участницы фестиваля сельских талантов. Сразу же он полюбился и профессиональным танцовщицам. В июне 1948 года они в первый раз показали хоровод на площадке летнего эстрадного театра «Эрмитаж». Московские зрители и пресса называли этот танец «Берёзкой», что и дало имя хороводу, а впоследствии и ансамблю. В октябре 1950 года творчество Н.Надеждиной было отмечено Сталинской премией. И вот уже 70 лет этот чудесный девичий хоровод завораживает зрителей неким диковинным, неслышным, «плывущим» ходом. И, кажется, целая берёзовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места, предстала в своем праздничном убранстве. Каждое новое перестроение, новый рисунок заслуженно одаривался зрительской благодарностью. Усилия не прошли даром, искусство Н.С. Надеждиной оказалось понятым.

Русский девичий хоровод «Берёзка» явился родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в русской сценической хореографии. Он неизменно вот уже семьдесят лет открывает программу всех концертов ансамбля и стал «визитной карточкой» коллектива.

Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Берёзка», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Однако, Надежда Сергеевна Надеждина никогда не занималась обработкой конкретных фольклорных подлинников. Основой её творчества служит рождённый в народе художественный образ, независимо, где она его находит – в песне, частушке, поэтическом сравнении, в фигуре танца или в простой поговорке.

В хороводе «Берёзка» двадцать девушек (в настоящее время шестнадцать исполнительниц) в длинных сарафанах неслышно идут по сцене, «плывут» — говорят зрители. Все статные, с горделивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения. Льётся мелодия русской песни «Во поле берёзка стояла…» и зрители ощущает волнующую поэзию России с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой. Необычность хоровода «Берёзка» придаёт совершенно своеобразная манера держаться, едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий пластики танцовщиц, особая легкость и плавность поступи, удивительная певучесть, непрерывность движений.

Заиграет музыка — и девушки, подобно статуэточкам, начнут передвигаться по сцене, выстраивать замысловатые фигуры. Но основным положением в этом танце является круг – это самая распространённая на Руси фигура хоровода, олицетворяющая Солнце. Удивителен до сих пор тот момент, когда девушки из угловых четверок и троек выстраиваются в единый круг, он и сегодня вызывает шквал аплодисментов. Ход «Берёзки» является некой тайной, которая бережно передается от старшего поколения к молодым артистам, но в строжайшем секрете держится от посторонних глаз.

Несомненно, одну из важнейших ролей в создании образа «Берёзки» играет сценический костюм.

Особый стиль хореографии, созданный Надеждой Надеждиной, требует создания и особого стиля костюма. Также, как Надежда Сергеевна не переносила на сцену конкретные фольклорные танцы, так и художник по костюмам должен был создать совершенно новый образ, соответствующий задумке балетмейстера. Для хоровода «Берёзка» были изготовлены широкие красные сарафаны из тяжелой ткани (ведь особый «плывущий» шаг должен был быть скрыт под специальной нижней юбкой и складками сарафана). Использование же лёгкой ткани могло помешать балетмейстеру добиться необходимого результата в техническом исполнении артистками особого шага и перестроений, смене танцевальных фигур, эффекта движущегося диска сцены. Под сарафаны надевалась белая блузка с кружевами и элегантным неброским орнаментом на рукавах. Раскрытию образа трогательной нежности и чистоты способствует бело-красная цветовая гамма, что издревле на Руси считалось воплощением радости, солнца, света, а на сцене становится своеобразным символом славянской старины, не нарушая при этом современности восприятия.

Образ девушек в этом хороводе ассоциируется с образом русской природы. На голове у девушек был надет желтый платочек, который олицетворял Солнце (впоследствии головной убор сменялся на белый или красный небольшой кокошник). В правой руке — голубой платочек, как символ голубого неба, бескрайних рек и озер. Он будто оживает в процессе развития танца и танцует вместе с девушками. И, наконец, самый главный аксессуар в костюме хоровода «Берёзка» — это веточка берёзки. Тонкая и нежная, с трепещущими молодыми листочками. Тогда, в 1948 году, веточки в руках у девушек были натуральными. По прошествии лет веточки для этого хоровода изготавливались из искусственных материалов, что даёт некую мобильность, облегчает транспортировку реквизита при большом количестве гастролей ансамбля.

В наши дни костюм остался практически не изменённым: тяжёлый красный сарафан из шерсти, длина которого такова, что ноги артисток абсолютно не видны, и в этом заключается весь секрет; белая блузка с орнаментом и кружевным «окошечком» на рукаве; красный кокошник; голубой платочек в правой руке и зеленая веточка березки в левой. И, конечно, неповторимый взгляд исполнительниц хоровода!

Этот номер до сих пор не потерял своей актуальности, именно он вызывает множество эмоций. Плывут девушки по сцене в хороводе, как-будто огибают весь Земной шар и рассказывают языком танца о русской природе, о широте русской души и о женской нежной красоте.

https://www.eg.ru/culture/502981/

http://www.zhar-ptica.com/buking/leaders/tantsevalnye-kollektivy/gosudarstvennyy-akademicheskiy-khoreograficheskiy-ansambl-berezka/

 

Видео

 

 

 

«Хоровод, хоровод,

задушевный хоровод!

Как лебёдушка, по кругу

дева каждая плывёт,

Словно павы величавы

и сияют красотой.

Девы статны, как царевны.

Славься русский Хоровод!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Views: 39