Get Adobe Flash player

МУЗЫКА НЕБЕСНЫХ СФЕР ИЛИ
ГАРМОНИЯ МИРОЗДАНИЯ

Гармония сфер, гармония мира (лат. harmonia mundi), мировая музыка (лат. musica mundana) — античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философских традиций. Суть гармонии сфер в изложении Аристотеля следующая: «Движение [светил] рождает гармонию, поскольку возникающие при этом [движении] звучания благозвучны <…> Скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов».

Аристотель

Аристотель

Первую теоретическую модель движения небесных тел предложил Евдокс в IV веке до н.э. Модель Евдокса состояла из 27 взаимосвязанных сфер, вращающихся вокруг Земли. Астрономия до Евдокса не знала сфер. В латинской науке поздней античности и средневековья то же понятие передаётся чаще всего как musica mundana (Боэций), harmonia caeli, musica caelestis, mundana concinentia («небесная гармония», «небесная музыка», «мировая гармония»).

Гармония мира, 1806 г. (Википедия)

Гармония мира, 1806 г. (Википедия)

В древнейшем виде, у Пифагора, гармония сфер возможно представляла собой пропорцию только четырёх чисел 6:8:9:12, соединяющую в себе все три вида средних — геометрическое, арифметическое и гармоническое. Так её описывают в «Арифметике» Никомах («самая совершенная гармония») и Боэций («наибольшая и совершенная гармония», maxima perfectaque armonia).

Изображение Никомаха (справа) и Платона в рукописи XII в.
из библиотеки Кембриджского университета

Платон держит в руках большую книгу под названием Musica; одноименная книга у Никомаха размером поменьше. По периметру миниатюры гекзаметрами написано:

Платон, высший из этих философов, поучает,
Как равенство неравного дает Единое в звуках.
Ему в теории ревностно следует Никомах.

Первым в истории учение о гармонии сфер изложил Платон в десятой книге диалога «Государство». В небесной «гармонии» (в смысле вида октавы) 8 ступеней: звёздное небо (высший тон), Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, Венера, Солнце, Луна (низший тон). Однако, платоновское учение, изложенное в форме мифа о загробных путешествиях Эра, носит скорее философско-литературный, нежели математический характер — никакие числовые отношения между ступенями октавного звукоряда не оговариваются, привязки космической музыки к музыке земной тоже нет:

«Всех валов восемь, они вложены один в другой, их края сверху имеют вид кругов на общей оси, так что снаружи они как бы образуют непрерывную поверхность единого вала, ось же эта прогнана насквозь через середину восьмого вала. Первый, наружный вал имеет наибольшую поверхность круга, шестой вал — вторую по величине, четвертый — третью, восьмой — четвертую, седьмой — пятую, пятый — шестую, третий — седьмую, второй — восьмую по величине. <…> Всё веретено в целом, вращаясь, совершает всякий раз один и тот же оборот, но при его вращательном движении внутренние семь кругов медленно поворачиваются в направлении, противоположном вращению целого. Из них всего быстрее движется восьмой круг, на втором месте по быстроте — седьмой, шестой и пятый, которые движутся с одинаковой скоростью; на третьем месте, как им было заметно, стоят вращательные обороты четвертого круга; на четвертом месте находится третий круг, а на пятом — второй.

Вращается же это веретено на коленях Ананки (Необходимости). Сверху на каждом из кругов веретена восседает по сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них издает только один звук, всегда той же высоты.

Из всех звуков — а их восемь — получается согласие единой гармонии. Около сирен на равном от них расстоянии сидят, каждая на своем престоле, другие три существа — это мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос — во всем белом, с венками на головах. Они поют, [накладываясь] на гармонию сирен: Лахесис о прошлом, Клото — о настоящем, Атропос — о будущем.»

В римской литературе учение о пифагорейской гармонии мира излагают Цицерон, Цензорин, Халкидий, Макробий, Боэций («Основы музыки») и другие. Как и у Платона, в небесной гамме (октаве, «гармонии») Цицерона 8 ступеней, соотнесённых со светилами: самый высокий тон гаммы принадлежит «звёздоносному небесному кругу» (caeli stellifer cursus), самый низкий — Луне (находящаяся в неподвижности Земля звуков не издаёт).

Цицерон

Цицерон

Привязки расположения планет к струнам кифары Цицерон не даёт. При этом космическая музыка проецируется и на человеческую деятельность:

…Наивысший небесный круг, несущий на себе звезды и вращающийся более быстро, движется, издавая высокий и резкий звук; с самым низким звуком движется этот вот лунный и низший круг; ведь Земля, девятая по счету, всегда находится в одном и том же месте, держась посреди мира. Но восемь путей, два из которых обладают одинаковой силой, издают семь звуков, разделенных промежутками, каковое число, можно сказать, есть узел всех вещей. Воспроизведя это на струнах и посредством пения, ученые люди открыли себе путь для возвращения в это место (т.е. на небо) — подобно другим людям, которые, благодаря своему выдающемуся дарованию, в земной жизни посвятили себя наукам, внушённым богами.

В изложении Цензорина расположение небесных тел описано так же, как и у Цицерона, в порядке удалённости от Земли: Меркурий (Стилбон), Венера (Фосфор), Солнце, Марс (Pyroeis, огненный), Юпитер (Фаэтон), Сатурн (Фенонт), Высшее небо (т.е. сфера неподвижных звёзд). Привязка небесных тел к музыкальным интервалам имеет весьма необычный вид, а именно (в порядке от Земли до Неба): целый тон, полутон, полутон, триполутон (полудитон), целый тон, полутон, полутон, полутон.

В небесной гамме Никомаха («Руководство по гармонике») семь звуков, причём порядок обратный (Луна издаёт самый высокий звук, Сатурн самый низкий). Привязка светил к струнам (ступеням звукоряда), которая находится у Никомаха, не имеет прототипов в сохранившихся более древних текстах. За основу «мировой музыки» (musica mundana) Боэция взяты свидетельства Никомаха и Цицерона, однако оба своеобразно модифицированы.

Кифаред на краснофигурной амфоре (V в. до н.э.). (Википедия)

Кифаред на краснофигурной амфоре (V в. до н.э.). (Википедия)

Придав небесной гамме вид диатонической гиподорийской октавы («гармонии»), Боэций тем самым обеспечил связь «мировой музыки» с «музыкой инструментальной» (musica instrumentalis, т.е. музыкой в нашем смысле слова), в основу которой положена система октавных ладов.

Идея гармонии мира продолжила существование в западноевропейской философской и музыкально-теоретической науке на всём протяжении Средних веков и Возрождения, найдя отражение в учениях Иоанна Скота Эриугены, Марена Мерсенна, Роберта Фладда, Афанасия Кирхера и других. На средневековом Востоке концепция гармонии мира нашла отражение в «Послании о музыке» Братьев чистоты (X в.).

В Новое время концепция «музыки сфер» была развита Иоганном Кеплером в его трактате «Гармония мира» (1619).

Титульный лист первого издания (1619) Автор: Иоганн Кеплер Язык оригинала: латынь

Титульный лист первого издания (1619) Автор: Иоганн Кеплер
Язык оригинала: латынь

Каждой планете у него соответствовала своя мелодия. Отношению чисел, лежащему в основе музыкального интервала, соответствовало отношение максимальной и минимальной угловой скорости планеты. «Музыка сфер» и связанные с ней числовые отношения сыграли роль при открытии Иоганном Кеплером третьего закона движений небесных тел (во всяком случае, могут рассматриваться как стимул к поиску астрономических соотношений).

Гармонию мира воспели писатели, поэты и композиторы: Шекспир («Венецианский купец»), Гёте (пролог к «Фаусту»), Блок («звездный хор»), Римский-Корсаков («Музыка сфер» для неосуществлённой оперы «Земля и небо»), Хиндемит (опера и симфония под названием «Гармония мира»).

Пауль Хиндемит в 1923 году

Пауль Хиндемит в 1923 году

Три части симфонии носят заголовки, заимствованные из учения средневекового философа Боэция, который разделил музыку на три группы.

Первая часть — Musica Instrumentalis. Это воплощенная инструментами гармония музыкальных созвучий, которая отражает гармонию небесных сфер, ибо законы мироздания и законы музыки едины. Каждой планете, по утверждению Кеплера, присущи свои звуки. Земле — ми—фа—ми (первые буквы латинских слов miseria—fames—miseria: нищета—голод—нищета). Именно эти звуки открывают медленное вступление. Тема проводится 13 раз подряд в неизменном виде, но каждый раз — другими инструментами.

Медленная вторая часть — Musica Humana. Согласно Боэцию, это гармония человеческого микрокосма, гармония души и тела, основанная на гармонии чисел. Согласно же Кеплеру, только душа человеческая, а не ухо может воспринять музыку небесных сфер, гармонию мироздания.

Третья часть — Musica Mundana. По Боэцию, это высшая гармония макрокосма, осуществляющаяся движением планет и рождающая музыку сфер.

Звук ми — первый и последний во всей композиции. Ми — это звук Земли, ми-мажорное трезвучие венчает симфонию, утверждая универсальную гармонию мироздания.

Источник

Views: 159