Get Adobe Flash player

ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ, КОГДА СТАЛИН
ИЗВИНИЛСЯ ПЕРЕД РЕПРЕССИРОВАННЫМ

 

Сегодня мы все чаще слышим истории о «миллионах невинно репрессированных», в которые многие уже давно не верят. И правильно делают! Но не стоит отрицать, что оговоры и доносы имели место, особенно в научной среде.

Едва ли, правда, глава страны Сталин, на которого и валят всю вину за репрессии, когда-либо извинялся перед заключенным-лагерником… Хотя нет!.. Оказывается, однажды такое все же случилось!

Когда знаменитый советский писатель Вениамин Каверин еще и приступить не успел к написанию своего романа «Два капитана», его старшего брата  Льва Александровича Зильбера избивали на каменном полу в Бутырке коваными сапогами. Это был его второй арест.

Арест первый

Слева Каверин, справа Зильбер — два брата с разными судьбами

Слева Каверин, справа Зильбер — два брата с разными судьбами

Лев был знаменитым вирусологом, в начале 1930-х годов руководившим подавлением вспышки чумы в Нагорном Карабахе. Вернулся в Москву, где был сразу представлен к ордену Красного Знамени. А через неделю в его дверь постучали. В первый раз.

По доносу обвинили в том, что он, боровшийся с чумой, якобы хотел заразить ею все население Азербайджана. Через четыре месяца его отпустили — младший брат попросил Горького заступиться.

Арест второй

По непонятным причинам на Дальнем Востоке начали массово умирать люди. Туда отправили несколько экспедиций, одной из которых руководил Лев. И чудо! — весной 1937 года он совершил важное открытие — из мозга человека, умершего от клещевого энцефалита — причину смертей также выяснил он — Зильбер выделил штамм этого смертельного вируса.

Вернувшись, он взялся за создание вакцины, но вместо лаборатории его ждали донос, камера, побои, пытки и лагеря. В этот раз чуму заменили на энцефалит — из Льва так и не удалось выбить признания в том, что он хотел заразить жителей Москвы этим вирусом через водопровод.

Следователя нужно оставлять раздраженным, доведенным до бешенства, проигравшим в дуэли между безоружным человеком и махиной палачества, подлости и садизма.

Слова самого Льва Зильбера, записанные в его дневнике.

Его отправили в Печорские лагеря, где заключенные толпами помирали от пеллагры — тяжелой разновидности авитаминоза. Тут он и сам чуть было не умер от голода и холода, как вдруг жена начальника лагеря начала рожать раньше срока. Зильбер успешно принял роды, за что и был назначен главным врачом лагерного лазарета.

Пожилой Лев Зильбер в своей лаборатории

Пожилой Лев Зильбер в своей лаборатории

Там он оборудовал целую лабораторию, где провел ряд опытов и создал лекарство от пеллагры на основе мха и дрожжей. Таким образом Лев Зильбер в очередной раз спас тысячи жизней.

На этот дрожжевой препарат было получено авторское свидетельство. Естественно, оно было записано на имя «НКВД». Затем талантливого доктора-вирусолога забрали обратно в Москву, где он возглавил отдел вирусологии Центрального института эпидемиологии.

Арест третий

Через год его снова арестовали. Да-да, в третий раз. Правда, донос роли не играл — был 1940 год, и ученому предложили участие в разработке бактериологического оружия. Он отказался.

Был отправлен в химическую «шарашку» разрабатывать дешевые методы производства спирта, где из собственного интереса занялся исследованиями рака. Менял махорку на крыс и проводил опыты.

Впоследствии сформулировал новую концепцию возникновения рака. Согласно Зильберу, опухоли имеют вирусное происхождение, но вирус выполняет в процессе образования рака лишь инициирующее действие.

Свое открытие Зильбер мелко-мелко записал на двух листочках бумаги, которые смог тайно передать своей первой жене. Она сама была известнейшим микробиологом и после свидания с бывшим мужем развернула целую кампанию по его освобождению.

Лев Зильбер со своей первой женой Зинаидой

Лев Зильбер со своей первой женой Зинаидой

С текстом Зильбера ознакомились известнейшие академики страны. Революционное открытие заинтересовало даже Главного хирурга Красной Армии Николая Бурденко. К нему на стол оно легло, уже подписанное десятком видных ученых.

Бурденко поставил и свою подпись, а затем направил письмо самому Сталину с сердечной просьбой об освобождении Зильбера. Знаменитого ученого-вирусолога сразу же выпустили.

Сталин и Сталинская премия

Пока Зильбер сидел, успела пройти целая война — его жену, ее сестру и двоих детей Льва немцы увезли в свои лагеря, и все считали, что они там погибли. Однако летом 1945 года Лев лично проехался по освобожденным концлагерям и нашел свою семью. Они вернулись домой.

После этого произошло еще одно удивительное событие. Сталин лично извинился перед ученым и вручил ему премию своего имени.

Лев Зильбер за работой

Лев Зильбер за работой

Другого такого случая история, пожалуй, и не припомнит. Карьера Зильбера пошла в гору.

Он переживет и Сталина, и оттепель, и полет Гагарина, скончавшись в 1966 году в возрасте 72 лет. Этому великому человеку и ученому было не суждено победить рак окончательно. Но он победил в другом.

Он доказал себе, своим коллегам, писавшим на него доносы, и, конечно же, нам, что человек свободен до тех пор, пока сам этого хочет, что даже в самых ужасных условиях нужно оставаться честным, что для настоящего профессионала, человека дела, личности нет ничего невозможного.

И я искренне надеюсь, что мы не забудем его пример.

И да, можете ли вы представить себе, чтобы какой-либо из современных горе-правителей извинился перед невинно осужденным? Я нет.

Источник

Views: 59