Get Adobe Flash player

БАЛ — ЭТО ПРАЗДНИК

1
Бал — это, прежде всего, праздник, поэтому не случайно балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников . Таким примером является возможно первый бал в истории — бал в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской в 1385 г. во французском городе Амьене. Широкое распространение и развитие балы получили во Франции во времена правления Екатерины Медичи и ещё более при галантном короле Генрихе IV. Со времён Людовика XIV балы постепенно привились во многих немецких резиденциях и стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств.

Бал – это место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Аристократизм, достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом бал.

В России балы появились при Пётре I с 1718 года. Первые русские балы назывались ассамблеями. На протяжении 18 – 19 вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре проникли во все слои общества. К середине 19 века балы получили очень широкое распространение. К примеру, в Петербурге и в Москве проходили тысячи балов в год. Но и в небольших уездных городах балы были очень популярны. Например, в небольшом уездном городе – Ростове Великом в Ярославской области, проходило в то время порядка сотни балов в год.

Балы делились на 2 категории. Это придворные балы и общественные балы. Придворные балы были довольно чопорные и скучные, и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга. Московские балы несколько отличались от Петербургских. В зале Благородного собрания в Москве два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в Петербурге.

Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками
и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в 19 веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей.

Тем не менее, существовали общие для всех балов правила проведения. Начинался любой бал с торжественного полонеза – марша. Полонез мог продолжаться около часа. Возглавляли полонез хозяин бала с самой важной гостьей бала, а также хозяйка с самым важным гостем бала. На великосветских балах это были император с императрицей. Затем шёл вальс. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами и напитками.

Костюм дамы и кавалера должен был быть изысканным и красивым. Для дам считалось неприличным приходить на бал без цветов. На некоторых балах выносили большой поднос с цветами, и кавалеры разбирали цветы и вручали их дамам. Основная обязанность кавалера на балу – это всячески развлекать свою даму, делать всё для того, чтобы у дамы было хорошее настроение, и ей было интересно на балу. Основная обязанность дамы – это быть красивой и очаровательной.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно интересна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины. Радость, нежность, любовь, которые испытывают мужчина и женщина друг к другу, – это те качества, которые руководили людьми при создании балов во все времена.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Современные балы делятся на несколько категорий. Первая категория – это исторические балы. На таких балах танцуются танцы строго определённой эпохи. Существуют также строгие правила для дресс-кода. Цель исторического бала – это реконструкция определённой эпохи с максимальной исторической достоверностью. Вторая категория – ролевые балы, где каждый участник может примерить на себя образ героя из книги или фильма.

 

В последние годы набирает популярность другой вид балов – это современные общественные балы. Такие балы имеют более свободную форму проведения и более свободный дресс-код. Современные балы получили много красивых обновлений в сравнении с историческими. Прежде всего, это новые танцы, появившиеся в мире на протяжении 20-го века. Такие танцы, как танго, фокстрот, латиноамериканские танцы – румба, самба, ча-ча-ча и даже рок-н-ролл, пользуются огромной популярностью среди участников общественных балов. Тем не менее, программа общественных балов, как и в прошлые времена, включает вальс, полонез, польки, народные танцы и иногда исторические танцы, например, контрдансы «Вальс герцога Кентского» или «Прихоть лорда Байрона». Основным критерием при подборе танцев и музыки для бала являются радостные и позитивные человеческие эмоции и состояния, которые несут те или иные танцы. Именно этим бал отличается от современной дискотеки. Программа составляется таким образом, чтобы всем было интересно: и молодёжи, и людям старшего возраста.

Кроме того, современный бал отличается сохранением многих особенностей бального этикета. Это определённый дресс-код. Для кавалеров обязателен строгий костюм с галстуком или бабочкой. Для дам – бальное или вечернее платье. Также сохраняются все правила поведения кавалеров и дам. В целом их можно назвать как галантность и изысканность манер в общении и поведении.

http://www.event-forum.ru/publications/articles/1112

 

БАЛЫ В РОССИИ В 19 ВЕКЕ


Бал 

Слово пришло в русский язык из немецкого, в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

 

Вальс

Танец австрийского происхождения. Был известен как народный еще в XVI в. Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель» композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным на взгляд человека XVIII в. — ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем.

Когда он появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.

Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы, Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.

Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», -говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцевания при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился.

К середине XIX в. европейские путешественники признавали, что русские — настоящие мастера вальса и танцуют его с такой быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержат ни англичанин, ни немец, ни француз.

Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, вальс-мазурка, вальс-миньон и др. На мотив вальса танцевали и любимый в XIX в. котильон.

«Король вальса» Иоганн Штраус неоднократно посещал с гастролями Россию в 40-50-х годах XIX в. и давал концерты в Павловске и Петербурге. Под впечатлением пребывания в северной столице им был написан вальс «Прощание с Петербургом», а польку «Ольга» композитор посвятил дочери Николая I великой княжне Ольге Николаевне.

 

 

(В подготовке материала использован источник: книга-энциклопедия «Балы и праздники в России». Избранные главы.)

http://www.bednayanastya.ru/about/history/71420.shtml

 

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БАЛ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Венский бал — традиционное мероприятие, проходящее в Вене во время бального сезона. Венские балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере.

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим венским балом. Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события происходившие на балу обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.

После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришёл оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого в редутных залах дворца, но был перемещен в новый оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного маэстро, управлял оркестром. Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Первый Оперный бал современного типа и названия прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен в феврале 1956 года после Второй мировой войны.

14Открывает Оперный бал грандиозный полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди. На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры же должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. И перед тем как начинается вальс для всех участников бала, молодые пары вновь показывают свои умения, но уже в левостороннем вальсе.

В зависимости от размера бала он принимает самые различные количества гостей. Самый крупный — Оперный бал, посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих — музыканты, повара, портные, обувщики.

Бальным сезоном в Вене считается время с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время.

Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге — зимней резиденции австрийских Габсбургов и основным местопребыванием императорского двора в Вене,
это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков — Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал).

Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» — веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Все начинается с традиционного полонеза, в котором участвуют дебютанты. После танца дебютантов танцуют все. Но все ждут самого главного танца, коим является знаменитый венский вальс.

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Венский_бал

 

Венские Вальсы

 

 

 

 

Visits: 488

Pages: 1 2 3 4