МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ
История Международного Центра Рерихов в Москве начинается задолго до его размещения в строгом желтом здании с колоннами на Знаменке. Пожалуй, уместно обозначить годом, с которого все началось, 1924. Именно тогда было создано бессмертное произведение Елены Ивановны Рерих «Огненный опыт». Основой ее учения стали понятие оживой этике, космологии и мысли о будущем всего человечества. Ее супруг и идеологический товарищ Николай Константинович Рерих известен всему миру, благодаря своему многогранному творчеству, а также организованной им экспедиции в труднодоступные районы Азии.
Идея открытия музея возникла, когда Святослав Николаевич Рерих выразил желание передать все наследие своих родителей комплексу в письме, опубликованном в 1989 году в газете «Советская культура». Это инициатива и послужила поводом для организации Центра на территории Москвы. С тех пор Центр существовал в разных форматах. Он то закрывался, то открывался вновь. В 1993 году на его базе был открыт музей.
УСАДЬБА ЛОПУХИНЫХ
В 1989 году для размещения экспозиции, переданной Центру Святославом Рерихом, им было выбрано старинное здание, построенное в конце XVII века. Оно включало в себя два этажа, двухярусное крыльцо, фасад, оформленный на манер западного классицизма. В XIX веке к зданию был пристроен портик с колоннами. К 1989 году усадьба находилась в удручающем состоянии и нуждалась в серьезной реставрации. Благодаря усилиям и инициативе Святослава Николаевича были проведены обширные работы по восстановлению исторического облика здания, укреплению фундамента.
ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ИМЕНИ РЕРИХА
При входе посетители попадают во Вводный зал. Его украшают символические картины Н.Г. Волковой, выполненные в черно-желтых тонах. В центре зала находится хрустальный кристалл. Такое «предисловие» к рериховскому наследию создает особую мистическую атмосферу, готовит гостей Музея к знакомству с основной экспозицией.
Небольшой полукруглый зал. Бронзово-золотистые стены, величавые колонны, венецианское зеркало. Этот зал – святая святых Музея. Он посвящен Учителям.
«Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты, и гармоничны, и прекрасны Они, – писал Н.К. Рерих. – Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области. Искры Их сияния должны проникнуть в жизнь людей …».
Мягкий свет разливается в зале, отражается в хрустальных переливах люстры, таинственно мерцает в глубине зеркала и приумноженный многократно удивительными красками расцветает на картине-триптихе художника «Fiat Rex» – «Да здравствует Король». Эта картина посвящена одному из Великих Учителей человечества, создателю учения Живой Этики.
Золотое сияние излучает человек, будто возникший из глубины красных и темных скал. Из какого заповедного королевства появился этот Король? Яркие лучи света – словно крылья за его спиной; вокруг головы – золотистый нимб; лилово-синяя искрящаяся аура, «одеяние духа», окружает светящуюся фигуру Его. Золотые искры пронзают окружающую тьму.
Петербургский зал служит для описания жизненного пути Николая Константиновича Рериха. Здесь посетители увидят старые фотоснимки, ранние рисунки художника, письма, воспоминания. Его полотна представлены в залах Живой Этики, Учителей и Русском зале. Они разделены тематически и по цветовым гаммам.
Каждый зал представляет собой законченную целостную художественную экспозицию, символизирующую определенный этап в творчестве Н.К.Рериха. Отдельное помещение посвящено экспедиции в Азию, которую Николай Константинович совершил вместе с женой.
В зале Кулу собрана коллекция из Гималайского института, организованного супругами. Фотографии, карты, картины призваны перенести посетителей в святые святых Тибета и Индии. В зале Знамени Мира собраны выдержки из философских сочинений Рерихов, свидетельства их общественной деятельности. Завершает экспозицию собрания произведений искусства их младшего сына — продолжателя их миссии и основателя музея.
УНИКАЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ИМ. РЕРИХОВ
Еще Святослав Николаевич во время организационных работ по открытию Центра отмечал, что он должен быть «живым». В нем постоянно должны происходить события, встречаться люди, делиться знаниями, творческими работами и проектами. Он определял его, как творческо-научный, где должно найтись место самым разным сферам жизни человека и общества. Такой подход во многом сформировался под воздействием философии Рерихов.
Их учение было основано на общечеловеческих ценностях, духовности, на поиске альтернативных путей развития цивилизации. В их философии традиционные восточные ценности смешиваются с достижениями западных ученых. Международный Центр и Музей стали сегодня продолжением их труда, дела всей их жизни, сформировав плацдарм для развития «живой этики» Елены Рерих.
http://www.icr.su/rus/museum/layout/ticher/
Views: 32