Get Adobe Flash player

ПЯТЬ КОМПОЗИТОРОВ, КОТОРЫЕ
ПРОСЛАВИЛИСЬ ТОЛЬКО ОДНИМ ХИТОМ

В истории любого успеха есть много примеров, когда только одно произведение автора делает его популярным на десятилетия или даже века.

В популярной музыкальной классике тоже есть много произведений, которые как якорь, удерживают имя их автора в сознании публики.

1. Михаил Огинский. Полонез «Прощание с родиной»

Michał_Kleofas_Ogiński (267x382, 215Kb)

Огинский был польским дворянином, дипломатом и политическим деятелем. Композицией он занимался на досуге, как любитель. В его фортепианных вальсах, мазурках и полонезах трудно найти выдающийся талант. Но в какую-то счастливую минуту он написал этот прекрасный полонез, моментально полюбившийся всем.

Полонез был издан в 1794 году и не был предназначен для танцев. Это фортепианная салонная пьеса. В Польше такие полонезы назывались «меланхолическими».

За двести прошедших лет обстоятельства его создания обросли разнообразными и чаще всего ничем не подтверждёнными легендами.

Самая устойчивая их них связывает этот полонез с трагическими событиями восстания Тадеуша Костюшки, в котором Огиньский принимал непосредственное участие. Во всяком случае с первого его звука ясно, что эта печаль имеет не личный, а национальный масштаб.

Здесь его полонез звучит в оркестровой обработке Михаила Плетнёва:

2. Витторио Монти. Чардаш

MontiVittorio (150x237, 17Kb)

Монти — итальянский композитор. Он был также дирижёром, скрипачом и мандолинистом и писал музыку в разных жанрах.

Но в список мировых хитов попало только одно его произведение — этот Чардаш для скрипки (или мандолины) и фортепиано, созданный по мотивам венгерского фольклора.

Высший знак успеха этого чардаша в том, что он сразу же пошёл «в народ». С момента его создания в 1904 году, он закрепился в репертуаре практически всех европейских цыганских ансамблей.

Типичный знак венгерской цыганской музыки — медленный выход и зажигательная пляска в продолжении — в этом чардаше выглядит особенно эффектно.

 

3. Томазо Альбинони. Адажио

220px-Albinoni (220x272, 17Kb)

Альбинони жил в 18 веке и был довольно крупным итальянским композитором. Его музыка, как это произошло практически со всеми композиторами эпохи барокко, была забыта на двести лет.

Это уникальный случай, когда композитора прославило произведение, которого он вообще не писал. На самом деле эту музыку написал итальянский историк музыки и композитор Ремо Джадзотто в 50-е годы 20 века.

Сейчас сочинения Альбинони довольно часто играют в концертных залах. Но ни одно из них не может сравниться по популярности с Адажио.

Все знают имя Альбинони именно благодаря этому Адажио.

 

Здесь — «оригинальная» инструментальная версия:

4. Иоганн Пахельбель. Канон

Johann-David-Hahn (537x700, 34Kb)

Иоганн Пахельбель — это крупная фигура немецкого барокко, знаменитый органист.

Но из огромного количества музыки этого композитора в концертной практике прочно закрепился только этот незамысловатый Канон, написанный для трёх скрипок и баса (любого инструмента, включая орган).

Канон — это когда она и та же тема вступает поочерёдно в каждом голосе с некоторым запаздыванием. В Каноне Пахельбеля всё это накладывается на отдельную мелодию баса. Она всё время повторяется.

Канон Пахельбеля был довольно известен при жизни автора (17- начало 18 века), но потом его забыли почти на двести лет. И только в семидесятых годах 20 века начался настоящий бум этого произведения.

 

5. Луиджи Боккерини. Менуэт

267px-LBoccherini (267x396, 21Kb)

Нет ни одного камерного оркестра, который не играл бы этот симпатичный Менуэт — настоящий символ галантного стиля 18 века. Он был написан как часть струнного квинтета (ор.11 №5 ми мажор).

Этот менуэт приобрёл популярность уже с начала 20 века. Но настоящим хитом он стал после выхода на экраны популярной английской криминальной кинокомедии The Ladykillers 1955 года. После этого фильма менуэт стали исполнять и записывать ансамбли и оркестры во всём мире.

 

Вот так менуэт Боккерини звучит в переложении для камерного оркестра:

Источник

Views: 42