ЦАРЬ СОЛОМОН В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ
Что было, то и будет,
и что творилось, то и творится,
и нет ничего нового под Солнцем.
(Экклезиаст, 4)
Шломо, Соломон, Сулейман – это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах еще византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников.
Я уже писала пару лет назад об отце Соломона, великом царе Давиде, смелом воине и строителе Иерусалима, талантливом музыканте и неистовом любовнике, суровом правителе и коварном искусителе. (http://vanatik05.livejournal.com/13262.html).
Помните, как он, увидев моющуся Вирсавию (Бат Шеву), жену одного из своих военачальников Урии Хаттеянина, воспылал к ней любовью и возжелал ее, велел привести к нему, а мужа отправил на верную смерть.
От любви этой и родился Соломон (Шломо) или Иедидия (Возлюбленный Богом), которому Давид по просьбе Вирсавии и по настоянию пророка Натана обещал передать царствование, в качестве искупления своего греха, совершенного по отношению к Вирсавии и ее мужу.
По правилам царем должен был стать Адония, старший сын от Хагит, но он был замешан в заговоре, и после воцарения Соломона был убит за попытку переворота. Еще при жизни Давид выполнил свое обещание и передал власть своему младшему сыну Соломону в 965 году до н.э.
Соломон стал третьим царем государства, объединявшего Израиль и Иудею и простиравшегося от Египта на юге до середины нынешней Сирии на севере. Он был очень молод и попросил Бога дуть ему мудрость для успешного царствования и достижения процветания своего государства. Ответил ему Бог так: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.» (Книга Царств. 3.12).
И мудрый Соломон стал царствовать, используя не столько силу оружия, сколько торговлю и «брачную дипломатию», так для установления хороших отношений с Египтом он сделал дочь фараона своей первой женой, закончив таким образом пятисотлетнюю вражду между евреями и египтянами. И впоследствии Соломон брал в жены представительниц других народов для поддержания добрососелских отношений. Считается, что его гарем состоял из 700 жен и 300 наложниц, и был он неутомим в любви, «потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных».
Тут надо упомянуть одно имя, до сих пор вызывающее споры, воспетое самим Соломоном и многими великими мыслителями, поэтами, писателями, художниками — Суламифь, Суламита (שולמית)
Главный источник, дающий нам представление о Суламифи, воспевающий ее и прославляющий в веках — Книга «Песнь Песней» Соломона — 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим.
«Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! …Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!..»
Cуществовала ли такая девушка на самом деле, действительно ли Соломон увидел ее в винограднике, влюбился без памяти и описал свою любовь в «Песне Песней», не является ли этот образ собирательным и не отсылает ли нас к имени Соломона само имя Суламифи?
«Весенних токов хмель, и цвет, и ярь.
Холмы, сады и виноград, как рама.
Со смуглой Суламифью — юный царь.
Свистит пила, встают устои храма…»
Максимилиан Волошин («Соломон».1924)
Во всяком случае в еврейской традиции «Песнь песней» входит в канон и основным ее смыслом является любовь Бога к еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. В таком случае не очень понятны многочисленные упоминания в тексте частей человеческого тела и описания ласк, но оставим это на совести интерпретаторов, вспомним строчки Пушкина, навеянные великим текстом:
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
1825. А.С.Пушкин
Через царство Соломона проходили важные торговые пути, что помогало налаживать связи с соседними и даже дальними государствами и развивать мореходство. Соломон приступил к строительству Храма в Иерусалиме, что из-за божеского запрета не посмел когда-то осуществить Давид.
Кедры для строительства, кипарисы и золото Поступали из Тира финикийского (город на юге нынешнего Ливана), а туда вывозили растительное масло и зерно.
Унаследовав от отца большую и сильнуью, но в основном земледельческую страну, Соломон превратил ее в мощное экономически развитое государство с разветвленными международными связями, расширил Иерусалим и возвел в нем главную святыню еврейского народа — Храм, дважды разрушенный впоследствии врагами (Первый Храм — в 586 г.до н.э. вавилонянами и Второй — в 70 г.н.э. римлянами)
Слухи о богатстве и мудрости Соломона достигли ушей прославленной властительницы легендарной страны Сабы на Аравийском полуострове — царицы Савской, и она решила своими глазами удостовериться в правдивости слухов о необычайной мудрости царя, подготовив для него загадки. Например, в еврейском источнике «Мидраш мишлей» упоминается такая загадка: «Женщина сказала своему сыну: «твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра». Ответ Соломона: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».
Снарядив корабли многочисленными дарами, пряностями и благовониями, которыми славилась Саба, црица (а по другим источникам просто посланница, которой для переговоров с царем придали временно статус правительницы) отправилась к Соломону, от воли которого зависело безопасное прохождение караванов по торговым путям.
Этот сюжет использовали в своем творчестве многие великие художники, он — один из самых распространенных, приведу несколько примеров, а остальные можно увидеть в прилагаемом видеоролике.
Легенды говорят, что любвеобильный царь Соломон не смог устоять пеоед чарами царицы, страстно влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью, забыв о мудрости и цели своего визита.
«Что тут Савская царица,
Соломонова подруга,
Эфиопская педантка,
Что умом блистать старалась
И загадками своими,
Наконец, уж надоела!»
(Г.Гейне «Принцесса Шабаш»)
Но ходили слухи, которые вначале мешали Соломону приблизить к себе царицу, будто бы у нее вместо ног козлиные копыта, что свидетельствовало о ее дьявольском происхождении. Поэтому якобы Соломон специально в зале, где он должен был принять царицу, сделал прозрачный пол с водой и рыбками под ним. Царица должна была пройти по нему, обязательно подняв платье и обнажив ноги.
В результате она так и сделала, оказалось, что у нее обычные ножки, только очень волосатые. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается». Но это не помешало ему не только полюбить ее но и стать отцом их общему сыну. Царица Савская уехала через некоторое время к себе на родину, где и родила сына, которого в эфиопских легендах считают родоначальником общины «фалашей» — эфиопских евреев, потомков царя Соломона и некоторых его вельмож, уехавших вместе с царицей Савской.
Широко известен сюжет о Суде царя Соломона, он вдохновил многих художников разных эпох и стилей. Вкратце история такова. У двух блудниц, живших в одном доме, почти одновременно родились младенцы. Одна из них нечаянно придавила во сне ребенка, он умер, и обезумевшая мать подложила его спящей подруге, забрав у нее ее сына.
Обнаружив утром подмену, мать обратилась за помощью в суд, где царь Соломон велел подать меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин не могла допустить гибели малыша и готова была уступить его другой, лишь бы он был жив. «Вот настоящая мать!» провозгласил Соломон, указав на нее, и велел отдать ей младенца.
И не раз еще приходилось Соломону решать возникающие споры , мудр был царь. Но со временем начал он подпадать под влияние своих многочисленных жен, привезенных из разных стран и поклонявшихся разным божествам и идолам.
И случилось так, что Соломон в угоду одной из жен, на то время любимой, построил языческий жертвенник и несколько капищ в Иерусалиме, нарушив тем самым обет данный им Богу, ведь именно верное служение Богу было условием наделения Соломона мудростью, богатством и славой.
Прогневался Бог за это, но не стал наказывать народ его до окончания царствования Соломона, как он обещал некогда Давиду. В последние годы царствования Соломона, а был он властителем почти 40 лет, наметился экономический спад, строительство Храма и дворцов, расширение Иерусалима, содержание большой армии слуг, чиновников, управляющих и надсмотрщиков истощало казну. Он даже вынужден был расплатиться не золотом и товарами, а несколькими городами на севере страны с Хирамом Тирским. Соломон все чаще уединялся, предавался размышлениям, подводил итоги.
Он царь, он маг, он зодчий, он поэт…
Но достиженья жизни — иллюзорны,
Нет радости: «Всё суета сует».
Максимилиан Волошин («Соломон».1924)
«И предал я сердце мое тому,
чтобы познать мудрость
и познать безумие и глупость;
Узнал, что и это — томление духа.
Потому что во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».
( 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим)
Соломон умер по некоторым сведениям в возрасте 52 лет (это несколько не соответствует утверждениям, что он правил 40 лет), и почти сразу же после его смерти начался экономический и политический кризис, на севере страны вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
По преданию, в соответствии с притчей, когда-то Соломон попросил одного придворного мудреца помочь ему справиться с гневом и унынием, которые его иногда охватывали. Мудрец дал ему кольцо, на которое он должен был в такие минуты посмотреть. На нем было написано: «Все проходит» (הכל עובר), а на внутренней стороне «Пройдет и это» (גם זה יעבור)
В мае 2012 года в 30 км к юго-западу от Иерусалима, на общей площади в 23 гектара обнаружены во время раскопок остатки древнего города времен царя Давида. Обнаруженные там строения и предметы 3000-летней давности являются самым ранним свидетельством Иудейского царства и показателем еврейской веры в тот библейский период.
«Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.»
Книга Притчей Соломоновых ( 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим)
Как и всегда, предлагаю посмотреть музыкальный видеоклип по теме:
Ссылки: 1.http://www.jearc.info/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Queen_of_Sheba?uselang=ru2.
http://www.erusalim.ru/solomon.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0
Views: 62