В беседе с Анной Шафран в программе «Цивилизация Россия» на радио «Комсомольская правда» политолог, философ, лидер «Сути времени» Сергей Кургинян подчеркивает, что любые разговоры о том, что спецоперация требует от России перезапуска всех процессов, наталкиваются на главный вопрос: кто это будет делать? Он пояснил, что Украина проиграла всё, кроме одного – идеологии. Она вооружена зловещей бандеровской идеологией, которую за несколько лет сумела насадить всерьез и во всех институтах общества, сумела «намагнитить» существенную часть общества в русле этой античеловеческой идеологии. Россия же все эти годы жила без идеологии, расслабленно – и в этом смысле она «размагничена».
Кургинян считает, что более 80% населения России хотели бы великого перелома и другой, пусть и более трудной жизни. Но 30 лет бал правила почти насквозь прозападная элита. Ее представители еще недавно говорили нам, что не нужно производить всё самим: есть газ – остальное купим. Политолог подчеркивает, что даже сейчас в российской элите есть группы, которые всеми силами стремятся обратить вспять нынешний процесс, мечтают о новых объятиях с Западом. А в этих условиях и с такой элитой перезапуск процессов невозможен.
По мнению Кургиняна, спецоперация быстро не закончится, и всё это время конфронтация с Западом будет только нарастать. Но и после окончания спецоперации конфронтация не прекратится, уверен он. Нынешние события устанавливают тренд надолго – не на одно поколение. Чтобы Россия победила, она должна отказаться полностью от нынешнего типа бытия, от нынешней межеумочности. Где люди, которые начнут это делать? Или кто-то думает, что это будут делать те же самые функционеры, которые столько лет шли иным курсом? Что, вернется Чубайс и возглавит ведомство по развитию антиамериканской идеологии?
Политолог отмечает, что любая идеологическая определенность должна начинаться с серьезного и болезненного обсуждения с обществом самых фундаментальных вопросов. Почему столько лет верили в одно, а произошло совсем другое? Почему была совершена эта ошибка? Во что будем верить, и что будем делать теперь? За рубежом арестованы огромные российские деньги – чем Россия на это ответит? Почему, если Запад говорит, что вопрос решится на поле боя, у нас ещё идет речь о каких-то переговорах? Почему в самый ответственный момент в высших кругах была допущена такая риторика, которая всколыхнула и войска, и патриотическое население? Определенность обозначения новой эпохи требует серьезного стратегического разговора, говорит Кургинян.
Обществу нужно по-настоящему объяснить, что представляет собой Запад. И не на уровне понятий «гегемония» и «агрессия» – это было всегда. Запад становится у нас на глазах извращенцем и врагом человечества. Запад заговорил о конце Истории, то есть о мире, где прекратится всякое творчество, всякая новизна. Запад заговорил о конце проекта Человек и уже создает новый извращенный мир, отменяющий человечность. Запад запускает разрушительный хаос в тех местах, которых касается. И, наконец, Запад организует большой очаг нацизма в Европе и хочет его победы. По словам Кургиняна, тьма сгущается, и у нее есть субъект, который может быть назван прямо – врагом человечества.
Кургинян убежден, что текущие события могут быть названы Великой Отечественной Спецоперацией. Россия должна по-настоящему проснуться и вернуться к тому, для чего она предназначена – быть спасительницей благого искупающего начала. Это ее судьба. Вернуться к ней легко: надо лишь по-настоящему захотеть этого и отказаться от всего, что было. Нынешняя элита в массе своей на это не способна. А потому должна произойти ротация элит. Новой опорой России должны стать те, кто сегодня не разбежался, кто будет со своей страной, что бы ни случилось.
Холодная война есть спасение от горячей, подчеркивает политолог. Чтобы не было ядерной войны, нужно как можно быстрее оформить новый мир, ибо он будет спасением. На это нам отведено несколько месяцев.