ВОКАЛОТЕРАПИЯ — ИСЦЕЛЕНИЕ ПЕНИЕМ
ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует. Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ.
Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Многие из нас нередко прибегают к приемам вокалотерапии, даже не подозревая об этом. Например, никто нас не учил кричать, когда нам больно. Мы делаем это чисто интуитивно, и наши стоны действуют на тело как анестезия.
Исследования подтверждают, что стенания возбуждают деятельность одних участков головного мозга и подавляют активность других. Доказано, что стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов – гормонов, которые утоляют боль в 50 раз лучше морфия! При таком раскладе уж лучше не травить себя обезболивающими, а позволить себе постонать, хотя бы тихонечко.
Собственным пением мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.
Поистине, мы не знаем возможностей своего организма. Оказывается, наши собственные голосовые связки могут стать инструментом исцеления.
При пении всего 15–20% звуковых волн уходят во внешнее пространство, остальные поглощаются внутренними органами, вызывая в них резонанс. При этом у каждого органа и даже клетки есть собственная частота «звучания». У больных органов она замедлена или, наоборот, ускорена. Правильное, чистое пение воздействует на ослабленные органы и способно вернуть им здоровую вибрацию, а также настроить разладившиеся системы организма.
При этом из всех вариантов вокалотерапии самым эффективным считают импровизацию, когда поющий человек по наитию находит необходимые для его организма музыкальные вибрации.
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами. Наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен.
К примеру, в Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. Мысли о лечебном действии звуков можно найти в сочинениях Платона.В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель рекомендовал пение при лечении душевных болезней и помешательства.
По мнению Авиценны, звуки, построенные в гармонически связанную композицию, могут возносить душу от слабости к силе, и лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение.
Китайская медицина также отмечала огромное влияние музыки на человека и приписывала ему способность восстанавливать гармонию с Природой.
В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков – мантры, которые до сих пор практикуются в йоге.
Пифагор лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения для активизации ума и очистки его от сна, и им же вечером заканчивалось для успокоения и настроя на сон. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние.
Как выяснилось, пение активизирует в человеке энергетические центры, которые в свою очередь влияют на работу, связанных с ними, внутренних органов. Это относится как к классическому, так и к эстрадному пению. Красивое классическое пение благотворно влияет на селезенку. Кстати, именно среди оперных певцов очень много долгожителей, потому что пение способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Когда человек поет, вибрируют не только его голосовые связки, звуковые колебания распространяются на все органы и структуры человеческого тела. Причем звук действует не только снаружи, как происходит при прослушивании музыки, но и изнутри. Ведь прежде чем выйти на поверхность, голос усиливается естественными резонаторами — гортанью, грудной, ротовой и носовой полостями.
Звук волнами проходит через брюшную полость, заполняет черепную коробку, колебания распространяются на кости, кровь, лимфу и мягкие ткани, заставляют вибрировать каждую клеточку тела.
Но на этом действие голоса не заканчивается. Все тонкие структуры человеческого организма, обладающие своими частотами, силой и диапазоном вибраций, откликаются на вибрацию голоса. Волна энергии прокатывается сквозь эфирное тело, активизируются энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы.
Об изменениях душевного состояния во время пения рассказывать не нужно. Чаще всего мы выражаем в пении свое состояние в конкретный момент времени — когда нам хорошо, мы мурлыкаем или горланим (в зависимости от темперамента) нечто веселое, когда плохо — поем, словно стонем. Но замечено, что с помощью пения мы можем менять свое душевное состояние. Под бодрую, бравурную мелодию в собственном исполнении вы можете ощутить прилив бодрости, даже если очень устали, веселая песенка улучшает настроение, а минорные напевы навевают печаль. Это относится как к классическому, так и к популярному пению, когда близкие сердцу мотивы вводят в резонанс центры, связанные с душевным восприятием.
При пении происходит переключение сознания на восприятие природы, повседневные тревога и сомнения перестают влиять на подсознательную регуляцию организма человека.
Благотворное воздействие пения на организм отмечала Г.С. Шаталова. Анализируя истоки долголетия якутов, она относит к ним, помимо закаливания с раннего возраста, привычку петь во время длительных поездок на оленьих упряжках и отображать в песнях все, что они видят в пути. В этом проявляется глубинная связь с природой, которой современному человеку так не хватает.
Музыкальные способности — великий дар, позволяющий регулировать состояние всего организма в целом, не прибегая к посторонней помощи. Но даже если вы не обладаете музыкальным слухом, саморегуляция и исцеление с помощью пения вам доступны.
Научно подтверждено: вокалотерапия – вовсе не профанация, а научно обоснованная медицинская методика. Серьезное изучение лечебных свойств музыки и пения в нашей стране началось в начале ХХ века. В 1913 году по инициативе выдающегося исследователя, основоположника рефлексологии Владимира Бехтерева был основан комитет по изучению музыкально-терапевтических эффектов. В него входили как ученые, так и музыканты. В результате опытов они подтвердили положительное влияние музыки на самые разные системы человеческого организма: сердечно- сосудистую, дыхательную, двигательную и центральную нервную. Выяснилось, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции организма – дыхание и сердцебиение.
Сегодня пение используют для целенаправленного лечения психических расстройств – апатии, депрессии, шизофрении, неврозов и фобий. А благодаря тому, что пение является лучшим дыхательным упражнением, развивающимлегкие и увеличивающим их жизненную емкость, вокалотерапию назначают при бронхиальной астме и других заболеваниях дыхательных путей. Недавние исследования западных ученых, проведенные среди оперных певцов, показали, что регулярное пение не только развивает у них грудную мускулатуру, но также укрепляет сердечную мышцу.
Вокалотерапия даёт устойчивый положительный эффект только при длительном применении. Так же при пении происходит активная работа всего организма.
Современная медицина сейчас всерьёз углубилась в изучение звука на здоровье. Связь здоровья, сознания и звуковой вибрации очевидна. Наша жизнь напрямую связана с тем, на какой частоте вибрирует наше сознание. В современной медицине, чтобы это описать используют терминологию: альфа, бетта, тетта волны. При ритмичном пении человек переходит на более длинные тетта волны, дающие ему более глубокое понимание жизни.
Вибрация звука — связующее звено между физическим и духовным здоровьем, способствует раскрытию всего жизненного потенциала. При пении постепенно исчезает злость, зависть, обида и наступает состояние духовного равновесия.
Пойте и будьте здоровы!
Использование пения для беременных и детей
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими: начинать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития – разговаривать, петь песни и заводить для него гармоничную музыку. За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини — колонками.
Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот — активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг.
Знаменитый французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хоры a-capella из будущих мам, разработав для них несложные вокальные упражнения. Это очень благотворно повлияло на будущих детей — на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.
Интересно, что у коренного населения Новой Зеландии – маори – есть специальные “хоровые” песни, которые снимают боль у женщин при родах. Женщины народа маори рожают без боли (при родах с целью достижения обезболивающего эффекта роженица вместе со своим мужем поют до тех пор, пока не появится на свет ребенок).
http://belorys.info/post219589052/
http://www.ansmed.ru/books/elektronnaya-enciklopediya-narodnoy-mediciny/chast-15-lechenie- zvukom/lechenie-peniem
http://sfera4you.ru/stati/lechenie-peniem-vokaloterapiya/
Исцеление Горловым Пением
На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы – естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира.
Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно. С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами – игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.
В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента:
Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.
Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна – техника, известная как камлание.
Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.
http://vl-club.com/65722169-iscelenie-gorlovym-peniem.html
Церковное хоровое пение
Церковное песнопение снимает самые негативные стрессовые состояния. Люди выходят из церкви просветлёнными, очищенными, одухотворёнными.
Ученые установили, что активность микробов, «наслушавшихся» колокольного звона или церковного хорового пения, падает в среднем на 40 %.
Церковное хоровое пение долгое время было чуть ли не единственным музыкальным направлением. История церковной музыки очень древняя и восходит к царю Давиду, который написал псалмы, предназначенные для хорового исполнения. Так что можно считать его родоначальником церковного хорового пения, потому что псалмы перешли и в новозаветную Церковь. Церковное хоровое пение часто сравнивалось в трудах Святых Отцов с пением ангелов.
Музыкальная система церковного богослужения называется осмогласием. Система церковного хорового пения очень сложна. Она была проработана до мельчайших деталей на протяжении сотен лет.
Свои особенности имеет церковное хоровое пение в различных странах и церквях. Так, широко известно православное хоровое церковное пение, григорианское церковное хоровое пение и другие.
Церковное пение делится на несколько видов:
Древние распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и богослужебные распевы у других православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием; например грузинский распев на Кавказе, григорианский хорал* на Западе, а также в Древней Руси — знаменные и др. распевы.
*Григорианское пение — литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви (Католической церкви) получило название по имени Папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.
Григорианский распев сложился в Римской Церкви к VII в. и получившей окончательное оформление в эпоху зрелого средневековья.
Партесная (многоголосная, хоровая) — зародилась в XVII в. на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII в. стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например: Д. С. Бортнянский («Херувимская»), С. В. Рахманинов («Всенощная бдение») и др.
Православное церковное пение
Григорианское церковное пение
Views: 838