ЗАЧЕМ «ЕВРОПЕЙСКИЙ ДЕСАНТ» ЛЕТАЛ
НА ВСТРЕЧУ С ЛИДЕРОМ КИТАЯ?
Андрей Мишин
– Что происходило за «закрытыми шторами» в Пекине?
– Почему Си Цзиньпин не желает общаться с Зеленским?
– Что означают заявления Макрона, сделанные после визита в Поднебесную?
11.04.2023
Было бы верхом наивности считать, что Макрон летал в Китай с целью убедить Пекин пойти против Москвы, а также втянуть Поднебесную в «западный лагерь» по украинскому вопросу.
Цифровая эпоха нивелировала значение роли дипломатии в современном мире. Комментируя вал «копипаста» в масс-медиа и блогосфере по каждому из заявлений ведущих политиков на мировой арене, многие эксперты забывают, что в дипломатических спектаклях «акторами» (именно через «о») принято скрывать от разглашения истинные цели переговоров, не допускать малейшей утечки информации о готовности сторон к компромиссу. Иначе внешние противники и конкуренты, внутренние недовольные бизнесовые и политические элиты разрушат ваши планы. После каждого раунда переговоров дипломат пишет отчет «в дневник» из трёх частей, где одна часть – описание того, что сказал собеседник, и две части – что собеседник на самом деле хотел сказать.
В этом контексте изначально легко было представить сценарий, что «вояж в Поднебесную» для Эммануэля Макрона совместно с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, а до этого для канцлера Германии Олафа Шольца и испанского премьера Педро Санчеса – это скрытая форма капитуляции ядра «евроатлантической» Европы, демонстрация готовности принять новые мировые правила в рамках концепции «многополярного мира».
Увертюра (Пролог)
Администрация США, функционеры НАТО и ЕС привычно планировали поездку Макрона по оригинальному евроатлантическому сценарию. Роль Макрона предполагалась скромная, «в тени платья» фон дер Ляйен, то есть слегка позади. Пресс-служба Госдепа США перед началом поездки поспешила заявить, что Вашингтон и Париж разделяют опасения в связи с поддержкой Китаем операции России на Украине, и напомнила о телефонном разговоре 4 апреля между Байденом и Макроном. Лидер киевской хунты хвастался, что 2 апреля провел переговоры с Макроном, «которые продлились целый час, где обсуждалась формула мира от Зеленского и совместные действия в контексте ближайших международных мер». То есть в финале большого дипломатического франко-китайского спектакля после звонка Си Цзиньпина, под аплодисменты восторженной западной публики должен был появиться и кланяться актёр Зеленский.
В китайской дипломатической режиссуре госвизит Макрона – это первый визит главы крупной европейской страны, члена Совета Безопасности ООН в Китай после избрания Си Цзиньпина на третий срок в качестве председателя КНР. Макрон, по этому сценарию, летит в Пекин после того, как Си Цзиньпин сам побывал с госвизитом в Москве, где он с другим мировым лидером, президентом России Владимиром Путиным — достиг общности взглядов по совместному строительству нового миропорядка. Визит Макрона должен показать, каким может быть место Франции как великой державы в новом порядке «многополярного мира».
С 2016 года действует Концепция стратегической автономии Европейского союза. Она представляет красивую картинку будущего для Европы от Макрона – «Стратегическая автономия» во главе с Францией как Третьей сверхдержавой. В концепции прописаны отношения с Китаем, который с 2019 года определяется как партнер, конкурент и соперник. В процессе переговоров Макрона и Си Цзиньпина определение «партнерства» обрело реальный вес, а тема «конкуренции» и «соперничества» вообще стала означать отношения Китая, Франции, ЕС в целом, с «истинным злом» – США.
В соответствии с законами жанра большой дипломатии, в первом акте спектакля двух политических лидеров государств постоянных членов Совета Безопасности ООН, Макрон картинно заявил, что Китай «должен сыграть важную роль в построении мира и может убедить Россию прекратить боевые действия в Украине. Это то, что я приехал обсуждать».
В Поднебесной притворную «топорную» игру Макрона на дипломатической сцене восприняли с легкой иронией, уже по итогам первого эпизода общения с французским лидером председатель КНР пояснил: «Китай готов сотрудничать с Францией, призывая международное сообщество возобновить мирные переговоры как можно скорее, в соответствии с целями и принципами Устава ООН». И мягко добавил, что переговоры по украинскому вопросу должны учитывать законные интересы безопасности всех сторон. Речь о законных интересах российского государства, естественно.
«Китай готов вместе с Францией обратиться к международному сообществу с призывом оставаться рациональным и спокойным», — продолжил китайский лидер, что означает призыв прекратить накачивание Украины оружием и присоединиться к мирному плану Китая по Украине, ну за соответствующие плюшки для европейского бизнеса. Когда Макрон второй раз на первой пресс-конференции призвал товарища Си не делать поставки в Россию, которые помогли бы ей в войне против Украины, китайский лидер четким языком дипломатии пояснил, что эта война — пока не его дело, и вообще не дело ЕС.
Конец Первого акта.
За закрытыми шторами Дома
народных собраний в Пекине
Главная же цель визита Макрона в Китай конечно не украинский кризис, а политическое сопровождение крупного европейского бизнеса, в первую очередь французского. В современном мире интересы крупного бизнеса считаются тождественными национальным интересам. Соответственно, для Макрона интересы бизнес-делегации из полусотни лидеров корпораций, которую он привез с собой, включая Airbus, LVMH, Electricite de France – это интересы французского государства. Тут вопрос позиции по украинскому кризису становится разменной картой. Без оглядки на окрики США и бюрократию ЕС.
О чем и свидетельствуют факты подписания ряда крупных контрактов. В частности, соглашение о продаже 160 самолетов, включая A350. Это часть сделки на 36 миллиардов евро по закупке почти 300 бортов Китаем, объявленной Airbus в прошлом году. Подписан договор о расширении присутствия Airbus в Китае, где уже 15 лет действует сборочная линия узкофюзеляжных самолетов. В портовом городе Тяньцзинь, недалеко от Пекина, собирают шесть самолетов семейства A320neo в месяц.
Хотя Макрон, с нарочитой оглядкой на США и ЕС, в первый день переговоров «оговорился», что не видит противоречия между заявляемым Еврокомиссией курсом на снижение зависимости от Китая в телекоммуникациях и некоторых высокотехнологичных отраслях и расширением бизнеса по другим направлениям, его политика в реальности серьезно отличается от той, которую хотел бы видеть Вашингтон от европейцев на китайском направлении. Политика Франции как выяснилось по итогам визита, вполне совпадает с устремлениями Китая – добиться полной самостоятельности Европы от американской политики по ограничению сотрудничества с КНР в области высоких технологий.
Французские компании прочно вовлечены в ряд важных инфраструктурных проектов в Китае, включая строительство высокоскоростных железнодорожных линий. Китайские компании имеют доли в важных инфраструктурных проектах во Франции, в том числе энергетических и даже атомных. Французская Total имеет соглашение с Китайской энергетической инвестиционной корпорацией, которое предусматривает развитие солнечной энергетики во Внутренней Монголии и по всему миру. Всего предприятия Китая и Франции в ходе госвизита Макрона подписали 18 соглашений о сотрудничестве в авиационной, судостроительной, энергетической и других сферах.
«Китай и Франция будут углублять сотрудничество в таких новых направлениях по наращиванию взаимодействия, как аэрокосмическая сфера, атомная энергетика гражданского назначения, стимулирование зеленого развития, научно-техническая сфера и инновации», — наметил перспективы взаимовыгодного сотрудничества Си Цзиньпин. Сотрудничество КНР с ведущими промышленными странами ЕС в области высоких технологий – именно то, чего панически боятся в НАТО и Госдепе. В целом, второй и третий акты франко-китайского дипломатического спектакля прошли в конструктивном контексте взаимовыгодного делового сотрудничества, где украинская повестка была вторичной. Си Цзиньпин с достойной Конфуция мудростью предложил Макрону внести свой план урегулирования на Украине: «Мы приветствуем конкретные предложения Франции по политическому урегулированию кризиса, КНР готова их поддержать и сыграть конструктивную роль».
Финал большего дипломатического спектакля вышел ярким: неформальная встреча в саду Гуанчжоу, которую провели председатель КНР Си Цзиньпин с Макроном, – редчайшее явление в плане приема китайской стороной иностранных лидеров. А ещё итоги визита Макрона воплотились в совместном китайско-французском заявлении из 51 пункта, которое вполне можно признать серьезным успехом как китайской, так и французской дипломатии.
После дождичка в четверг
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен после первого дня переговоров сообщила журналистам, что китайский лидер обещал пообщаться с Зеленским, «когда сложатся соответствующие условия». Эта смягченная форма категорического отказа на языке дипломатов соответствует шутливой поговорке: «после дождичка в четверг», то есть крайне маловероятно, никогда.
По словам главы КНР, Пекин и Париж выступят «против вооруженных нападений на атомные электростанции и другие гражданские атомные объекты». Это отражает общий подход Пекина к конфликту на Украине. Си Цзиньпин отметил необходимость глобального сотрудничества «для преодоления побочных эффектов украинского кризиса в продовольственной, энергетической, финансовой, транспортной и других сферах, уменьшения негативного влияния кризиса на развивающиеся страны». Конфликт – отдельно, а экономические интересы страдать не должны. В особенности от неосмотрительных санкций США и их партнеров.
В Киеве пояснили, что разговор Зеленского и Си Цзиньпина не отменен, но в его организации возникли сложности. «Китай еще не нашел своего нового политического места», — заявил советник главы ОП Михаил Подоляк. Сначала Зеленский хамски назвал товарища Си «колеблющимся лидером», а предложения Пекина по урегулированию украинского кризиса «не планом действий, а размышлениями на эту тему», а затем удивился почему власти Китая долго не отвечают на предложение присоединиться к его «формуле мира». Потом Зеленский в интервью американским журналистам с хайпом заявил, что приглашает лидера КНР Си Цзиньпина в Киев. На Банковой как бы не замечают, что Поднебесная с начала украинского кризиса последовательно выдвинула «четыре необходимости», «четыре единства» и «три темы для размышления», и уже после – документ «Китайская позиция по политическому решению украинского кризиса», продвигая разрешение конфликта путем переговоров, а не военной силой.
Особого смысла китайскому лидеру тратить время на разговоры с Зеленским нет, ведь решения за Украину принимает Вашингтон. Для актеров марионеток не нужна большая дипломатия, достаточно малой, по аналогии с китайским кукольным театром.
Макрон: Лёд тронулся, господа
европейские заседатели
После возвращения из Китая Макрон стал утверждать, что Европа увеличила свою зависимость от США в отношении оружия и энергии и теперь должна сосредоточиться на развитии европейской оборонной промышленности. И даже предложил Европе уменьшить свою зависимость от «экстерриториальности доллара США», что является ключевой политической целью как Пекина, так и Москвы.
Теперь Макрон считает невозможным построение европейской архитектуры безопасности при наличии на континенте горячих точек или замороженных конфликтов. По мнению французского лидера, продолжающийся с КНР диалог необходим для консолидации общих позиций, первая из которых — соблюдение принципов Устава ООН. Но главное, допустил Макрон, что для китайской дипломатии Украина Зеленского не является приоритетным направлением.
Китайское официальное англоязычное издание Global Times сообщило, что глава внешней политики ЕС Боррель и глава МИД ФРГ Бербок, планируют посетить Пекин в ближайшие недели: «Такой наплыв европейских политиков показывает: мудрость и решения Китая привлекают все больше людей, а главным тоном отношений Китая и ЕС в этом году является стабилизация отношений, возобновление обменов на всех уровнях и превращение данного консенсуса в действия».
Вместо выводов:
Во-первых, в ЕС все более признают растущее влияние Китая. США уже не единственный центр силы.
Во-вторых, очевидна практическая роль Пекина и Парижа в снижении рисков ядерной войны.
В-третьих, роль режима Зеленского в урегулировании конфликта с Россией путем диалога и мирных переговоров ничтожна. На Украине должны прийти к власти другие политики.
Views: 221