Get Adobe Flash player

ХУДОЖНИЦА БЕЗ РУК ЭМЕ РАПЕН И АРМЯНСКИЙ
КОМПОЗИТОР СТЕПАН ЭЛМАС. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Арцви Бахчинян

Имя швейцарской художницы Эме Рапен не очень известно широкой общественности, хотя именно эту талантливую женщину должен знать каждый, кто хоть немного любит живопись. Эта потрясающая художница отличается от мастеров всех времен, женщин и мужчин, своими необыкновенными физическими особенностями. У неё не было рук, и она творила пальцами ног.

 

Эме писала портреты детей и взрослых, отражая на лицах разные настроения и эмоции. Портретистка также любила изображать обнаженных красавиц, а при создании натюрмортов отдавала предпочтение букетам цветов. А ещё ей хорошо удавалась графика. Прекрасная живопись, исключительный талант. При взгляде на эти работы в сознании обычно устроенного человека с трудом укладывается, что все эти высокохудожественные произведения не являются рукотворными. 

«Мученица Армения». Снимок из биографической книги об Эме Рапен. Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Расскажем о детстве Эме. Она родилась 14 февраля 1868 года в городе Пейерне (Швейцария) в семье многодетных протестантов [всего двенадцать детей. — Прим. ред.]. Пять старших были совершенно здоровы, а вот шестая, Эме, родилась без рук. Отец, Жюль Рапен, был страховым агентом, художником-любителем и музыкантом. В 1872 году он перевез семью в Лозанну, где шестилетняя Эме начала брать уроки рисования у профессора М.Д. Мейенбурга. 

Эме было 12 лет, когда умер отец [в 1880 году. — Прим. авт.]. На плечи матери, Аделин Рапен-Кидори, свалилась вся забота о семье. Она в своё время вышла замуж в 18 лет и всю жизнь опиралась на мужа. Теперь ей пришлось одной вести хозяйство и заниматься воспитанием детей. Это было тяжело, учитывая, что одна из дочерей имела физические особенности. Однако Эме с детства отличалась силой воли и легким характером. Она не завидовала своим братьям и сестрам, всегда относилась с юмором к своему положению и научилась пальцами ног делать то, что большая часть человечества выполняет руками. Принимать пищу, собирать цветы и что-то писать — всё это Эме умела. Но не руками, пальцами ног. «Единственное, что мешает мне жить спокойно, это то, что я вынуждена постоянно носить пелерину», — говорила она.

В 14 лет Эме начала учиться в одном из пансионов Лозанны и продолжала брать уроки рисования у Мейенбурга.

Натюрморт Эме Рапен. Снимок из биографической книги об Эме Рапен. Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

В 1884 году Эме Рапен переехала в Женеву к своей крестной матери госпоже Капт и поступила в школу живописи. Госпожа Капт была образованной бездетной вдовой и всегда сопровождала свою любимую Эме в её поездках. Девочка никогда не отступала перед трудностями. Вместе в крестной матерью она совершила путешествия в Италию, Испанию, Голландию, добралась даже до Марокко и Туниса.

В школе живописи её учителями были Анри Эбер (рисование), Хьюг Бови (скульптура) и Элизэ Майор (керамика). Однако самое большое влияние на Эме оказал художник Бартелеми Менн, который был другом таких выдающихся людей, как Эжен Делакруа, Жан-Батист-Камиль Коро и Жорж Санд. Эме получила высочайшие, по тем временам, награды. Это две премии в области скульптуры и одну первую премию за лучший портрет. «Вы — художник от Бога», — сказал ей однажды Менн.

Перейдём к рассказу о более зрелых годах художницы. 1888 год. Эме Рапен успешно приняла участие в университетской выставке в Париже. Получила заказы из Франции и Англии. Несмотря на то, что у Эме не было персональных выставок, художница быстро стала известна в Европе, местные знатоки очень ценили её искусство. 

«Цыганка» Эме Рапен. Снимок из биографической книги об Эме Рапен. Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Швейцарский поэт и критик Пьер Тэн характеризует живопись Эме Рапен как «верленовскую». Знаменитые французские актрисы Режан и Сара Бернар пожелали заказать ей свои портреты. Кстати, однажды один американский импрессарио предложил Эме 100 тысяч доларов (по тем временам — полмиллиона франков) за выступления в театрах американских городов. Этот человек думал, что если Эме за четверть часа нарисует ногой одну картину, зрители будут в восторге и будут платить хорошие деньги за это «чудо». Естественно, достоинство художницы не позволило ей превратить свою физическую особенность в шоу.

В 1892 году Рапен окончательно обосновалась в Женеве. Её красивая мастерская находилась на шестом этаже дома № 1 на улице Некер. В 1896 году она получила заказ от швейцарского товарищества создать картину «Часовщик». Эта одна из лучших ее работ в настоящее время находится в музее Локла.

Медальон с портретом Епраксии Элмас. Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Каждый день Эме садилась перед мольбертом и неутомимо работала правой ногой, одну за другой создавая прекрасные графические и живописные работы. Иногда она делала медальоны (например, с изображением Баха и Брамса). В часы, свободные от творчества, Эме любила читать лежа в постели, перелистывая страницы книги пальцами ног.

Ее привлекательное лицо, добрый характер и большой талант способствовали тому, что многие мужчины делали ей предложение руки и сердца. Но Эме предпочитала оставаться незамужней. Однако в её жизни более четверти века существовал мужчина, который наполнил сердце художницы безграничной любовью.

А теперь расскажем о самом счастливом периоде в жизни Эме. 1911 год. Жизнь Эме Рапен ознаменовалась встречей с армянским композитором и пианистом Степаном Элмасом [согласно другим источникам, Стефан Элмасян. — Прим. ред.], который и стал её большой любовью. Эме тогда было 43 года, а Элмасу — 49.

Портрет Степана Элмаса. Снимок из биографической книги об Эме Рапен. Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Степан Элмас был родом из Смирны, из интеллигентной семьи. В 15 лет он оказался в Европе, учился у великого Ференца Листа. В 1896–1908 годах выступал с сольными фортепианными концертами почти во всех больших городах Европы. Он писал сонаты, романсы, баллады, мазурки, вальсы. Ноты с его музыкой издавались в Париже и Лейпциге. В Европе Элмаса называли «армянским Шопеном». К несчастью, после эпидемии 1887 года, когда Элмас переболел тифом, у него частично пропал слух. Положение композитора усугубилось в 1915 году, когда армянский народ оказался в катастрофическом положении из-за Геноцида. Элмас тяжело переживал эту трагедию.

Следует выразить глубокое уважение тому высокому чувству, которое Степан Элмас подарил уже достигшей почтенного возраста безрукой девушке, талантливой художница Эме Рапен. Наверное, схожесть судеб и одиночество соединили их.

«Часовщик». Иллюстрация: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

С 1914 года они стали жить вместе, поселившись на берегу женевского озера Густав-Адоре. Степан Элмас очень способствовал распространению произведений Эме, а художница несколько раз рисовала композитора. Глубоко прочувствовавшая трагическую судьбу родного народа своего армянского рыцаря, Эме Рапен в 1922 году рисует картину «Мученица Армения». К числу «армянских» работ относятся и два портрета матери своего возлюбленного — Епраксии Элмас. Обе работы написаны Эме по фотографии.

Последние годы. Степан Элмас скончался в 1937 году в Женеве. «Пара глаз закрылась для мира, и мир изменился для меня. Но разве это не дар судьбы, больше 26 лет иметь такого прекрасного друга?» — 13 сентября написала Эме в письме биографу композитора, филологу Агобу-Крикору (Джерджеряну).

Эме и Степан в мастерской. Снимок из биографической книги об Эме Рапен. Фото: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Несмотря на телесную особенность, доставшуюся ей от рождения, Эме Рапен всегда была личностью сильной и жизнерадостной. Она была оптимисткой, человеком щедрой души, с хорошим чувством юмора. «Я родилась под счастливой звездой», — часто повторяла она. Однажды на семейной встрече в доме брата Эрнеста, у которого было семеро детей, тетя Эме — человек большой души, глядя с любовью вокруг, неожиданно воскликнула: «Чем больше рук в семье, тем лучше!». То, что у нее самой не было рук, часто приводило в ее жизни к трагикомическим ситуациям. Так, однажды в поезде Женева-Лозанна она сказала кондуктору, что тот может не давать ей билета, потому что все равно нечем взять. А как-то в доме, где она жила, вспыхнул пожар, и пожарники по своим лестницам из дома выводили из окон жильцов, находившихся в своих квартирах. Эме стояла перед окном, когда за окном появился пожарник и сказал ей: «Держитесь за мою шею». «Я не могу», — ответила художница. «Не глупите!» — рассердился пожарник. «Но у меня нет рук», — сказала Эме. И тогда крепкий пожарник посадил женщину на плечи и спустил по лестнице на землю.

Фото: google.com

Работы Эме Рапен выставлялись в Лондоне, Париже, Берлине, Мюнхене, Монреале и Нью-Йорке, но она так и не удостоилась персональной выставки и не издала ни одного каталога своих произведений.

Художница работала до последних дней своей жизни. Она скончалась 8 мая 1956 года в возрасте 88 лет. Похоронена Эме на женевском кладбище Королей (Пленпале). Её могила — рядом с могилой Степана Элмаса. Эме Рапен плодотворно работала на протяжении всей жизни и оставила потомкам более 3000 работ, которые хранятся в музее города Пейерн. Издательство этого музея в 1996-м выпустило в свет богато иллюстрированную монографию «Эме Рапен — живопись без рук». Автор книги — дочь брата художницы, поэтесса и театровед Симона Рапен.

В Армении стали постепенно признавать творчество Степана Элмаса. В ереванской государственной консерватории имени Комитаса проводится фортепианный конкурс имени Элмаса, а в Женеве существует фонд «Степан Элмас». Стараниями директора фонда Александра Сираносяна в 2005 году рояль Элмаса был перевезен в Армению и подарен Музею литературы и искусства в Ереване. [Александр Сираносян — французский армянин, дирижер. — Прим. ред.].

Достойна признания и внимания к её наследию и подруга Элмаса — Эме Рапен, жизнь и творчество которой является редким примером сочетания таланта, сильной воли и исключительного мужества.

Кандидат филологических наук, арменовед, киновед, историк и переводчик Арцви Бахчинян

Специально для Армянского музея Москвы

При оформлении статьи использованы фотографии из книги: Simone Rapin. «Aimée Rapin Peintre Sans Bras». Éditions du musée de Payerne, 1996.

Источник

Views: 133