ФИЛИГРАНЬ — ДРАГОЦЕННОЕ КРУЖЕВО
Филигрань — этот вид ювелирного искусства, который прославил несколько стран Европы: Россию, Италию, Мальту, Португалию и до настоящих времен не оставляет никого равнодушным.
Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») — ювелирная техника, в которой ажурный узор создается из тонкой проволоки. Элементов филигранного узора всего несколько, но они позволяют создавать множество вариантов тончайшего кружева: верёвочка шнурок, плетение, ёлочка, дорожка, гладь и так далее. В России эта техника получила название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать».
В плотное ажурное полотно отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Филигрань в изделиях дополняют мелкими шариками, которые напаивают в специальные углубления — «зернь». Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Обычно украшения, выполненные в технике филигрань оксидируют и серебрят, чтобы улучшить их внешний вид и сохранить чистый цвет. Часто филигрань сочетают с деталями, выполненными в технике цветной эмали, гравировки, чеканки.
На самом деле еще финикийцы, древние египтяне и греки владели техникой филиграни. Но настоящий расцвет она достигла в Византии, откуда пришла и на Русь. Шедевры русских мастеров известны на весь мир. Зернь стали использовать в филигранных изделиях еще в 9-10 веке. Позже, в 12-16 веках, мастера усложнили технику и кроме напайной скани научились выполнять и ажурную филигрань, которая украшалась камнями, эмалью и другими эелементами.Самые известные работы того периода, составляющие гордость искусства филиграни в России — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — сейчас экспонируются в Оружейной палате.
До 18 века производством филигранных изделий занимались княжеские, монастырские или царские мастерские при этом ювелиры были и художниками и мастерами, и лишь много позже это искусство вышло за переделы мастерских, и им стали заниматься частные мастеровые, составлявшие не только конкуренцию княжеским мастерам, но и удовлетворяющие спрос все большего числа покупателей. В связи с ростом популярности этих красивых изделий произошло разделение труда, при котором образовалась новая специальность — волочильщики — мастера, которые осуществляли производство проволоки (волочение) и заготовку скани. Расцвет русского искусства скани пришелся на 18-19 века, только в этот период оно получает статус ювелирного. Рост производства небольших изделий для дома и быта (ваз, шкатулок, блюд, ковшей, переплетов для книг и прочих требует уже промышленных масштабов, поэтому крупные фабрики самых известных ювелиров России — Рюкерт, Овчинников, Сазиков, Хлебников начали производство филигранных изделий в конце-начале 20 века в больших сериях и всевозможном ассортименте: дорогая посуда, церковная утварь, туалетные принадлежности и прочее. Но сохранялся один принцип — каждое изделие создавалось вручную.
В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.
1. При применении напайной скани получившийся узор накладывается на металлическую основу.
2. Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.
3. Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и другие. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.
До сих пор в мире есть несколько центров, где это ювелирное искусство считается национальной гордостью:
1. На территории Индостана (современных Индии и Непала) она достигла наиболее яркого расцвета. Особенно славится филигрань, называемая «Каттак», которую изготавливают в одноименном городе — столице индийского штата Орисса.
2. На территории бывшего СССР до сих пор работают мастера в Армении, Костроме и Дагестани, у каждого из них свой почерк: для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объемные формы.
3. Мальтийская филигрань отличается особой тонкостью работы, превращая металлическую проволоку в воздушные кружева. Господство на острове Мальтийского ордена наложило свой отпечаток на художественное исполнение и тематику. Мотив мальтийского креста — самый распространенный в ювелирных украшениях с острова.
4. Италия до сих пор славится своими ювелирными украшениями.
На сегодняшний день филигранные изделия производятся вручную или же с помощью несложных приспособлений от начала до конца — в этом состоит специфичность сканной техники. Однако, отдельные трудоемкие операции механизированы для ускорения и облегчения процесса — пайка, сучение скани, волочение и другие.
В прошлые века, все работы над каждым изделием — от заготовки проволоки до завершающей пайки и монтировки — выполнял один квалифицированный мастер-филигранщик. Обычно он являлся и художником-создателем — автором изделия. Сейчас полностью весь технологический процесс разбит на ряд отдельных операций. В зависимости от сложности этих операций и ответственности, выполняются они мастерами разной квалификации.
Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством других различных методов обработки металла хоть и дали некоторые более или менее удовлетворительные результаты, однако все они были далеки от оригинала. И по сей день филигрань остается одним из уникальнейших по технологии и исполнению методов художественной обработки металла.
Нежное серебряное «кружево» занимает почетное место в моей шкатулке. Я создаю коллекцию этих украшений для мамы, ей тоже нравится удивительная техника филиграни — она кажется настоящим волшебством, и это волшебство создано добрыми и умелыми человеческими руками…
Views: 82