X

ПАЛЕХСКАЯ ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ

ПАЛЕХСКАЯ ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ

 

Палехская роспись — исключительный русский народный промысел, известный своими каноническими сюжетами и высоким мастерством исполнения. Он появился в начале двадцатого века, как продолжение иконописного искусства семнадцатого столетия и попытка сохранить древние традиции. Основателями палехской миниатюры считаются художник Иван Голиков и искусствовед Александр Глазунов. 

Палехская миниатюра – промысел, возникший после событий 1917 года. В ней соединились традиции русской иконописи, вековой техники росписи по папье-маше и фольклорные сюжеты. Отличает палехский стиль черный лаковый фон и узорная красочная многослойная роспись с элементами золота.

 

Впервые вся страна узнала о палехских шкатулках после Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 году, где они получили диплом второй степени. В 1925 году изделия палехских мастеров отправились на Всемирную выставку в Париже.

Палех издавна был знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX веках. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, Новодевичий монастырь.

В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.

Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица.

 

А число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Сюжеты палехской миниатюры взяты как из обычной жизни, так и из фольклора, книг и сказок. Все изображения – авторские, они не повторяются.

Изделия «Артели древней живописи», созданной в Палехе в тысяча девятьсот двадцать четвертом году, сразу же покорили советское руководство. Популярной за рубежом роспись стала после участия в Международной выставке искусств в Венеции того же года. Увидев эксклюзивные русские изделия специалисты из Европы стали активно заказывать шкатулки с изображением известных церковных сюжетов.

 

Сегодня палехская миниатюра во всем мире признается вершиной художественного творчества. Роспись раскрывает исконные русские традиции и знакомит с ними миллионы людей по всему свету. Изделия отечественных мастеров высоко ценятся и составляют значимую часть мирового культурного наследия.

Палехская роспись: История возникновения

 

Палехская роспись — уникальное явление для мировой культуры, которое зародилось в России. Официально считается, что искусство палеха появилось в начале XX века, однако, это не совсем так.

С приходом советской власти искусствовед Александр Глазунов и художник Иван Голиков придумали оригинальный способ, как можно было сохранить и развивать древние традиции русской иконописи. Так церковные сюжеты превратились в красочные миниатюры, украшавшие предметы домашней утвари.

Впоследствие  палехская роспись стала одним из важнейших элементов мировой культуры.

В 1924 году в городке Палехе была создана «Артель древней живописи», участниками которой стали известные мастера того времени: Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин и Иван Мар­ки­чев. Они сразу же заслужили звание профессионалов высшего уровня и получили одобрение советского руководства на развитие нового народного промысла, которое пришлось им по душе. Для руководства страны это был перспективный и экономически выгодный способ развития культурного наследия.

Отличительной чертой палехских мастеров была работа с папье-маше и темперной живописью. То есть, сначала художники выполняли работу на вспомогательном материале, а затем переносили ее на настоящее изделие. Чаще всего в росписи использовали вариации коричневого, оранжевого, синего или зеленого цветов. Для фона применяли золотой оттенок, им же расписывали пробелы одежд и других деталей миниатюр. Особое внимание уделяли сложной композиционной структуре, которая выстраивалась по специально разработанным канонам: в центре всегда должна была изображаться главная фигура сюжета, а остальные элементы соединяться с ней с помощью художественных элементов.

 

С развитием промысла стали появляться и другие, не церковные образы. Художники изображали природу, сюжеты из городских легенд…

 

И все же чаще всего в искусстве палеха обращались к каноническим церковным сюжетам, что позволяло сохранять древнерусские традиции. Что касается стилей, их было множество, и все они зависели от конкретного художника. В палехских миниатюрах можно было встретить новгородские традиции XV века, обращение к фрескам Андрея Рублева, фряжскому письму или характерным для XVIII века сюжетам Симона Ушакова.

Палехская роспись в мире

Появление палехской миниатюры сразу же стало мировой сенсацией. Во многом этому способствовала Международная выставка искусств, которая состоялась в Венеции в 1924 году. На ней работы русских мастеров высоко оценили многие западные специалисты. Объем экспорта палехских шкатулок за рубеж после выставки значительно выросло. Чаще всего их покупали в качестве подарков высокопоставленным лицам. А в 1925 году на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже «Артель древней живописи» получила гран-при.

 

Диплом, врученный основателю «Артели древней живописи» Ивану Голикову на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже, 1925 год. Фото: wikimedia.org

Палехская роспись считается одним из сложнейших видов живописи, аналогов которой нет в мире. Отечественные мастера работают в уникальной и очень кропотливой технике, которая требует определенной выучки и знания древних традиций. Они используют особые виды материалов, например, расписывают изделия только тонкими беличьими кисточками — лампензелями.

Сегодня изделия из палеха составляют важную часть мирового художественного наследия. Промысел продолжает активно развиваться, при этом современные мастера продолжают традиции предков, что позволяет сохранять самобытность этого искусства и вдохновлять им миллионы людей по всему свету.

Источник

 

Views: 66

admin: