КУБАЧИНСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм — все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла.
Кубачинское серебро — изделия ручной работы, что придает им особую изысканность, шарм и престиж. Истинных женщин порадует разнообразие украшений: браслеты, кольца, подвески, а настоящих мужчин вдохновит на подвиги серебряный кинжал с рукоятью из слоновой кости, инкрустированной драгоценными камнями.
«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.
Кубачинское серебро в истории
Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла — дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом. Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники — кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники».
Согласно легендам, именно кубачинские ремесленники создали для русского князя Мстислава меч, а для Александра Невского — щит. В нескольких мировых музеях хранятся произведения ювелиров из горного аула. Например, в лондонском музее Виктории и Альберта есть коллекция холодного оружия, принадлежавшая некогда английской королеве Виктории. К ней она попала в качестве подарка от Александра III, специально заказавшего для этого случая работу у кубачинских мастеров.
По мере осваивания серебра, ювелиры производили великолепные украшения и металлическую посуду. Купцы увозили драгоценный товар по всему свету, распространяя славу о кубачинских местах. Наибольшую популярность приобрели «свадебные» украшения женщин Кавказа. Первые браслеты, нагрудные ожерелья, кольца и подвески, дошедшие до наших дней, принадлежат мастерам XVII — XVIII веков. Это не привычные изящные драгоценности с растительным черненым орнаментом, а массивные серебряные изделия, инкрустированные бирюзой, альмандинами. Такие украшения одевались только на свадьбу, и переходили от поколения к поколению.
Знаменитые мастера Кубачей и их произведения
В качестве рабочего материала серебро было выбрано не просто так. Оно прекрасно поддается обработке, известно своими лечебными свойствами. Современные мастера используют множество техник при изготовлении ювелирных изделий — чеканка, гравировка, чернь по серебру, филигрань, монтировка, инкрустирование драгоценных металлов и камней, нанесение эмали. По высокохудожественному исполнению орнамента можно отличить каждого мастера «серебряных дел».
Как правило, умение работать с серебром передается от сына к отцу. Одна кубачинская семья в совершенстве владеет гравировкой и изготавливает кинжалы, сабли и ятаганы, другая — нанесением филиграни и самобытные украшения или посуду.
Кубачинский ювелир Магомедов Курбанали Магомедович известен на весь мир. Его украшения поражают красотой, изяществом и мастерством исполнения. Он по праву является «Королем филиграни», сложнейшей техники ажурного сплетения тончайших металлических нитей, превращающихся в произведение изумительного вида. Курбанали Магомедович изготовил именной браслет «Джамиля» для Людмилы Путиной, выполненный в классических традициях ажурной многоплановой филиграни. Также к его работам относится. Многие эксклюзивные шедевры Курбанали Магомедовича хранятся в частных коллекциях всего мира — в Иране, Франции, США, Голландии, России, а также в музеях изобразительных искусств. Оценочная стоимость подобных украшений от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.
Известный мастер оружейных дел в Кубачах Магомед Билалов изготовил по спецзаказу Президента Дагестана именной кинжал, выполненный из серебра высшей пробы и покрытый позолотой. Предназначалось оружие для популярного певца Димы Билана в честь признания его «Народным артистом Кабардино-Балкарской Республики» после победы на конкурсе «Евровидение — 2008». Обе стороны кинжала покрывали выгравированные надписи — строка из народной песни: «Кинжал хоть не зурна, и он две песни знает — о гибели одна, о вольности — другая», и мудрость гор: «Нож холоден как лед, но на одно мгновенье, над кем-нибудь блеснет — и в пламени селенье».
Серебряные изделия ручной работы во все времена считались признаком хорошего вкуса. Столовое серебро кубачинцев поражает своей роскошью и неповторимостью. Серебряные чаши и блюда с черненным цветочным орнаментом удивляют истинных ценителей эксклюзивных ювелирных изделий. Кубки для напитков, инкрустированные различными каменьями, напоминают восточные сказки о джинах и падишахах. Кубачинское серебро по праву займет главное место в коллекции фамильных драгоценностей.
https://tempo-gold.ru/articles/1_kubachinskie-yuvelirnye-izdeliya
Искусство, пронесенное сквозь века
Кубачи – одно из древних селений Дагестана, сыгравшее важную роль в экономической, политической и культурной жизни нашего горного края. В исторических первоисточниках Кубачи упоминается в связи с событиями VI века под персидским названием Зерихгеран, что означает поселение кольчугоделателей, бронников. С XIV века оно получило тюркское название Кубачи с тем же смыслом.
Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Р. Гамзатов
В это время в Кубачи были созданы произведения камнерезного искусства, художественного бронзового литья, резьбы по дереву, которые составили неотъемлемую часть национального культурного наследия Страны гор и вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений хранятся в крупнейших отечественных и зарубежных музеях — Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
Наиболее высокого профессионального мастерства в искусстве металлообработки в конце XIX-начале XX века достигли мастера-кубачинцы, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Лондоне, Константинополе, Тегеране. К этому времени широко развилось отходничество кубачинских мастеров в города Кавказа, России, Ближнего и Среднего Востока. Из села ежегодно уходили свыше 200 мастеров. Они приноравливались к новым условиям и вкусам, налаживали изготовление ложек, подстаканников, запонок, табакерок… Кубачинцы открывали свои мастерские в Бухаре, Баку, Ереване, Тифлисе. Изделия этого периода выставлены в Эрмитаже – коллекция изделий с цветной эмалью: самовар, большие блюда, шкатулки, стульчики, подаренные супруге императора Николая II.
Искусство кубачинцев обогащалось орнаментальным творчеством тех стран, где они работали. Тогда были изготовлены превосходные образцы изделий, вызывающих и сейчас удивление и восхищение и являющихся в определенной мере недосягаемыми.
В первые годы советской власти в Дагестане кубачинцы значительно расширили ассортимент своих изделий, используя традиционные декоративные и технические приемы, переработанные творчески, найден ряд оригинальных решений в декоративной отделке. Появляются мастера новой эпохи, но они сохраняют характерные особенности кубачинского искусства. Их изделия, как и их учителей, вызывали восторг посетителей выставок в Москве, Монреале, Париже, Осаке, Брюсселе.
Кубачинские златокузнецы свой богатый опыт передают молодому поколению. С 60-х годов XX в. в сельской школе с первого класса преподают основы кубачинского искусства. Ученики под руководством опытных мастеров овладевают практическими навыками художественной обработки металла.
Выпускники школы вместе с аттестатом зрелости получаю т свидетельство о присвоении разряда мастера-ювелира. Изделия учащихся этой школы экспонировались на 16 международных выставках в США, Германии, Турции, Японии и других странах.
Селение златокузнецов –крупный центр художественной культуры Дагестана, где сохранились выдающиеся памятники народного зодчества (жилые, культовые, оборонительные сооружения), памятники резьбы по камню и дереву, произведения бронзового литья, медно-чеканного искусства XIV-XV вв. и последующих эпох, имеющие огромную историческую и художественную ценность и привлекающие внимание крупных ученых разных областей науки, искусствоведов.
Кубачинцы сохранили исключительно высокое мастерство художественной металлообработки, включающее самобытное, выработанное тысячелетиями и бережно пронесенное мастерами сквозь века уникальные декоративно-технические приемы ювелирного дела по серебру и медночеканного искусства.
Views: 88