Get Adobe Flash player

ЗАГАДКИ ПАВЛО-ПОСАДСКОГО ПЛАТКА

pasted-image.jpeg

 

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павло-посадский платок,
Что-то важное вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.

Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь —
В мамин павло-посадский платок…

О. Моисеенко

 

Покрывало или платок — один из самых значимых и распространённых элементов русского костюма. Традиции русского платка напрямую связаны с праздником Покрова Богородицы, существующим только в русской православной церкви. Примечательно, что у истоков зарождения русских народных промыслов стояла монастырская культура, наложившая особый отпечаток на духовную и организационную структуру художественного промысла. Зарождение Павло-посадского производства набивных платков имеет свою духовную историю, где само предпринимательское дело опиралось на духовно-нравственные принципы и цели — нести в жизнь красоту как начало, создающее и образующее жизненное бытие.

Зачинателем дела был российский крестьянин Иван Лобзин из Павлова Посада, с давних пор принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. В 1795 году он открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине ХIХ века его правнук Яков Лабзин со своим компаньоном Василием Грязновым начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком и в 1853 году ими был основан Торговый дом. 

Любые изменения в жизни русской женщины отражались на её головном уборе. Во время обряда «Развязывание ума» — первой стрижки, девочке преподносились юбка и платок. Ношение платка не было обязательным, пока девушка не достигала возраста невесты. Свадебный обряд обычно длился больше недели, и каждый этап этого важного торжества сопровождался ритуалом с головным убором. Основным знаком помолвки являлся платок, надетый на невесту её отцом в присутствии подруг и старших  женщин. На протяжении всего дня венчания невеста меняла платок несколько раз. Молодые женщины носили преимущественно пёстрые и красные платки, старшие женщины и вдовы — чёрные.

Сегодня павло-посадский платок — это остромодный аксессуар, который может придать облику его обладательницы особую привлекательность, выразительность и неповторимость. Его узоры напоминают о многоцветье лета, о золотом осеннем лесе, о красоте природы. Павло-посадские платки можно рассматривать как живописные полотна, восхищаясь таинственными переплетениями узоров, а забыть женщину в таком платке почти невозможно!

Какими узорами украшают павло-посадские платки 

Традиционные рисунки павло-посадских платков – это цветы и листья. При взгляде на узоры создается ощущение, что перед вами не ткань, а букет. Кажется, что стоит лишь наклониться над ним, как сразу почувствуется аромат роз, васильков, ромашек и георгин. В платках испокон веков заключался особый, тайный, почти мистический смысл.   

 

Узоры на головных уборах, шарфах и шалях отражают широкую и многогранную русскую душу. Каждый цветок, «поселившийся» на платке, обладает тайной магией, неповторимым обаянием и смыслом.

  • Самый популярный цветочный орнамент – роза. Некогда богиня Афродита выбрала розу в качестве символа красоты и любви. В Древней Греции этот цветок имел королевский статус. Благодаря современным технологиям, розы, изображенные на платках, выглядят, как настоящие. Рисунок настолько приближен к реальности, что издалека кажется, будто девушку и впрямь украшают живые розы.
  • Второй по значимости цветок – георгины. Ими часто украшают палантины и шали. Эти цветы могут быть разных оттенков и размеров. Сейчас популярны платки с крупными голубыми, розовыми и фиолетовыми георгинами.
  • Третий цветок, который часто изображают на павлопосадских платках – это ромашки и их сочетания с розами и георгинами. Ромашки – символ нежности и непорочности. Такой платок идеально подойдет для юной девушки. Он не утяжелит образ, придав стилю легкости и воздушности.

Знаменитый павло-посадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

Мотивы или элементы павло-посадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павлово-арсадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

 

История аксессуара

pasted-image.jpeg

 

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

pasted-image.jpeg

 

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

pasted-image.jpeg
pasted-image.jpeg

 

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор.

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области.

Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

pasted-image.jpeg
pasted-image.jpeg
pasted-image.jpeg

Источник:

https://popova-artclass.livejournal.com/24837.html

https://www.culture.ru/materials/67215/russkaya-moda-pavlovoposadskii-platok

https://imatreshki.ru/stati/article_post/kakimi-uzorami-ukrashayut-pavloposadskie-platki

Views: 56