СТАРИННЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
История возникновения бальных танцев
Термин “бальный танец” происходит от латинского слова ballare, что означает “танцевать”. В прошлом бальный танец был словно “социальный танец” для привилегированных, превратившись в результате в “народные танцы” для различных слоёв населения и классов. Постепенно, конечно же, все эти границы стерлись.
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись — и каждая последующая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм — вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный комплекс.
Бальный танец возник в 15 веке в Италии, затем распространился во Франции, которая в 16-17 веках стала его законодательницей.
Первоначально Бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали, так называемые, низкие танцы (бас-дансы), с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы постепенно проникали народные танцы, приспособленные к чопорному этикету двора.
В 17 веке Бальные танцы получили распространение по всей Европе. В каждой стране они приобретали национальную стилистику, видоизменялись и обогащались. Популярными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Бальных танцев (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определенного порядка в зависимости от ранга танцующих и т д). Бальным танцам учились у специальных учителей или в школах танца.
В 18 веке распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 веке балы устраивались только в аристократическом обществе, то с начала 18 века все большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715 году. А в 1797 году их было устроено уже 684. В 1768 году в Париже открылось первое специальное помещение для балов, названное английским словом Vauxhall, означавшим место общественных увеселений. После Великой Французской революции Бальные танцы стали утрачивать аристократически-величественный характер. Распространялись ритмически живые, естественные танцы — тамкет, матредур, различные французские кадрили, лансье, лендлер, галоп, канкан, полька , мазурка, полонез.
С середины 19 века самым популярным Бальным танцем стал вальс (с его многочисленными вариациями), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов — Й.Ланнера, И.Штрауса-отца и сына. В Вене организуются многочисленные балы по профессиональному признаку (Бал прачек, Бал кондитеров и т д).
С конца 19-начала 20 веков значительное влияние на развитие Бальных танцев оказали страны Северной и Южной Америки. Появились танцы : вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др.
В 20 веке распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны, румба, самба.
Полонез
Полоне´з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.
История танца:
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/332
Видео:
Менуэт
Менуэ´т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.
История танца:
http://thebestdance.com/historical/menuet-opisanie-tanca.html
Видео:
Мазурка
Мазу´рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.
Видео:
Галоп
Галоп (танец) — быстрый бальный танец, популярный в XIX веке. Исполняется в стремительном скачкообразном движении.
Это бальный танец, который возник во Франции в начала 19 века, и потом стал распространяться по Европе, особенно популярным этот танец стал в Германии. Конечно, существует теория, что галоп на самом деле возник в Германии, а потом уже стал популярным во Франции. Но я считаю более правдивым первый факт, так как название танца созвучно с французским словом «galoper», что в переводе означает «скакать». Скорее всего, именно слово «galoper» и стало прототипом названия.
На самом деле, слово «скакать» невероятно подходит к самому танцу. Итак, вид танца Галоп – быстрый танец, он танцуется большим количеством людей, которые делятся на пары. Эти пары двигаются строго по кругу скачкообразными движениями.
Сам галоп очень похож на другой быстрый и массовый танец, он называется полька. Это не удивительно, ведь сам галоп является одним из элементов польки.
Этот танец стал очень популярным в произведениях классической музыки: больше всего выделяются галопы Штрауса и Листа.
Видео:
Кадриль
Кадри´ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур.
В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
История танца:
http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_kadril-2544
Видео:
Полька
По´лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска(polska, 3/4 ).
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Видео:
Вальс
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.
История появления вальса
Вальс – это вовсе не старинный танец в сравнении с другими видами, например, с курантой. Его возраст — не больше, чем два века. К сожалению, точного происхождения вальса никто не может определить, существуют лишь догадки.
Так, по одной версии, его прародителем является немецкий быстрый вальцер. Другая версия говорит о том, что вальс восходит к лендлеру – это трехдольный танец австрийских и немецких крестьян, танцевавших парами и по кругу. Именно в нем есть все элементы будущего вальса — движение по кругу, касание партнером талии дамы и многое другое.
Вальс постепенно менялся и плавно дошел до аристократии. После мгновенной волны популярности вальс раскритиковали со стороны церкви. Его назвали «вульгарным», «развратным», нарушающим все принятые моральные нормы. Это отношение к вальсу наблюдалось в Европе, а особенно в тогдашней чопорной Англии.
При этом буржуазия с радостью приняла этот немецкий танец. Он был популярен среди горожан в светских салонах. Так, уже к концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности способствовала и сама королева Виктория, удивительная любительница вальса.
Видео:
Views: 502